Lucifer «светоносный», от lux «свет» + fero «несу». В современной «христианской среде» принято считать это имя синонимом дьявола и сатаны, между этими понятиями ставится знак равенства по умолчанию, но так ли это на самом деле? Давайте разбираться на основании Библии.
На самом деле, в Библии, на языке оригинала, слова «Люцифер» нет, оно в первый раз появляется на рубеже IV—V веков при переводе с иврита книги пророка Исайи на латинский язык Иеронимом Стридонским. На языке оригинала Книги Исайи использовано еврейское слово הֵילֵל («хейлель» — утренняя звезда), в русском языке – денница (зоряница, утренница).
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города её, пленников своих не отпускал домой?»
(Ис. 14:12-17)
Что мы тут узнаем о Люцифере? Тут в нескольких стихах тесно переплетается метафизическая (высшая) реальность, и низшая, наша привычная. С одной стороны, Люцифер назван человеком, а с другой он претендовал на свое (престол мой) царственное место среди богов, которые обитают на горе (Прим. отсылка на древнегреческие мифы о Олимпийских богах, которые жили на горе), как написано «в сонме богов». Сонм – множество, которое невозможно сосчитать. Итак, Люцифер – человек, который захотел править всеми богами, стать подобным Всевышнему Богу, который, очевидно, должен занимать это почетное место в небесной иерархии. Из 17 стиха понятно, что он был царем, который обладал на земле безграничной властью, и, по видимому, которому и этого было недостаточно, поэтому он захотел править богами, и тем самым покусился на власть Всевышнего, за что и был Им наказан, и «низвержен в ад, в глубины преисподней». Это лишь текстуальные факты.
Тут важно отметить, что:
А) в данном тексте нет ни упоминания сатаны, ни дьявола, ни демонов, ни бесов, ни падших ангелов;
Б) Люцифер назван человеком «человек, который колебал землю», а не
ангелом.
Вообще, когда некоторые христиане пытаются обосновать тождество Люцифера, сатаны и дьявола, обычно приводят различные тексты из Откровения, но ни в одном из них не используется слово «Люцифер» в одном контексте с этими понятиями. Это тоже неоспоримый факт. Вместе с тем, «утренняя звезда» упоминается в Откровении в одном контексте с другим персонажем:
«Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя».
(Отк. 22:16)
Кроме Иоанна, имя «утренняя звезда» в ассоциации с Иисусом Христом использует и Апостол Пётр:
«И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших».
(2Пет. 1:19)
Интересно, что исторически в иудейской и христианской традиции имя «Люцифер» не ассоциировалось с негативными персонажами сатаны и дьявола. В 4 в. Н.Э. даже жил один церковный деятель епископ Кальяри по имени Святой Люцифер. Вообще, в это время имя собственное Люцифер было обычным мужским именем в Римской империи, и это в христианском государстве - прошу заметить!
Путаница произошла во многом из-за упоминания апостола Павла о Сатане, который «принимает вид Ангела света» (2Кор. 11:14). Тут важно отметить, что сатана сам не является ангелом света, а лишь принимает его вид, мимикрирует, но ложное понимание данного текста позже крепко внедрилось в сознание как рядовых христиан, так и некоторых богословов.
В начале XIV века издаётся знаменитая поэма по христианской тематике «Божественная комедия» Данте. В ней Люцифер описан как вмёрзший в лёд в самой глубине ада, и имеющий 3 пасти. Там он грызёт предателей и изменников, из них величайшие — Иуда Искариот, Брут и Кассий.
Окончательно идея о том, что Люцифер – имя сатаны, завоевала умы христиан лишь в 17 в, когда в Библии короля Якова (1611 год) при переводе Библии фраза обрела иной смысл: «How art thou fallen from heaven, O Lucifer, son of the morning!». Написанное с большой буквы, обращение больше не воспринималось как песнь о победе над царем Вавилона, и стало ассоциироваться с прямым обращением к сатане.
Вот так современные христиане стали жертвой заблуждения, культивируемого в средние века церковной верхушкой с «молчаливого благословения» Папы Римского, которое распространилось позже и на восточное христианство.
Кратко выводы из исследования Библии о Люцифере – «утренней звезде»:
1) Он – человек, царь, имевший огромную власть над земными царствами.
2) Он захотел править богами, и стать подобным Всевышнему.
3) Он за это был низвержен Богом в ад, преисподнюю (обсуждение значения этих терминов – отдельная, большая тема).
4) Он нигде в Писаниях не упоминается в одном контексте с дьяволом, сатаной, падшими ангелами, бесами, демонами и прочей нечистой силой.
5) Он упоминается в одном контексте с Иисусом Христом, и прямо ассоциируется с Ним.
Конечно, не смотря на то, что данные выводы очевидны и основаны строго на текстах Библии, в этой богословской концепции еще остаются вопросы. Их-то как раз и предлагаю обсудить тут всем вместе. Давайте только вести обсуждение по существу темы, без переходов на личности, и очень желательно приводить аргументы из Писания, а не религиозного мифотворчества и фантазий. Заранее спасибо. Если Вам понравилось это исследование Писания, ставим класс, и жмем "поделиться", чтобы правду узнало больше людей.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 569
. Все давно понято и перепогнято и растолковано. Сяду на горе, в сонме богов, - с евр. «сяду на горе собрания» (behar moed). [В славянском переводе с греческого 70-и сказано: …на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу. Прим ред.]. Почти все народы древности верили, что боги их пребывают на самых высоких горах. Так, греки и римляне смотрели на Олимп, Атлас и Иду как на местопребывание своих богов. Известно также, что и древние ассирийцы считали гору Аралу местом рождения и пребывания богов и эту гору имел ввиду царь ассирийский Тиглат-Пилезер II, который в одной из своих надписей хвалился тем, что его священническая фамилия призвана к пребывание в «доме горы стран мира (Eharsagkurkurra)». У пророка Иезекииля Бог говорит царю Тирскому: »Ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней» (Иез
28:14). В частности, у древнейших обитателей Вавилонии, переселивш...Ещё. Все давно понято и перепогнято и растолковано. Сяду на горе, в сонме богов, - с евр. «сяду на горе собрания» (behar moed). [В славянском переводе с греческого 70-и сказано: …на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу. Прим ред.]. Почти все народы древности верили, что боги их пребывают на самых высоких горах. Так, греки и римляне смотрели на Олимп, Атлас и Иду как на местопребывание своих богов. Известно также, что и древние ассирийцы считали гору Аралу местом рождения и пребывания богов и эту гору имел ввиду царь ассирийский Тиглат-Пилезер II, который в одной из своих надписей хвалился тем, что его священническая фамилия призвана к пребывание в «доме горы стран мира (Eharsagkurkurra)». У пророка Иезекииля Бог говорит царю Тирскому: »Ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней» (Иез
28:14). В частности, у древнейших обитателей Вавилонии, переселившихся сюда около 2500 л. до Р. Х., мы встречаем воззрения на Бога как на Единую могучую личность. Они выражаются, напр., так: Бог дал, Бог правит, Бог есть Бог. (Делич. Библия и Вавилон изд. Суворина 1906, с. 65) Там, в клинописных памятниках, за 3000 лет до Р. Х. уже встречается упоминание о Всевышнем.См. также Токование на Ис.
14:3