— Разве с остальными артистами такое невозможно?
— Ну вот того же Миронова не заметить было невозможно. Он постоянно оставался звездой во всем — и в том, что касалось внешнего вида, тоже. Кстати, в одежде он подражал Илье Авербаху, который снимал Андрея в «Фантазиях Фарятьева». Так вот, если в ресторане сидел Миронов, присутствующие смотрели только на него. Он это знал и чувствовал. То же самое происходило с Олегом Янковским. Помню, Олег Иванович приехал ко мне на пробу. Говорит: «Ну, пойдем пообедаем куда-нибудь. Только я тебя прошу, в такое место, чтобы внимания к моей персоне не было, я очень устал».
Я его повел в прекрасный питерский ресторанчик, куда в основном ходят студенты-иностранцы и средний персонал консульств. Он почти пустой. Мы заказали еду. Олег сначала был доволен, потом смотрю — его настроение стало портиться. Его явно нервировало, что на него никто не смотрит. В конце концов в большом раздражении Янковский сказал: «Слушай, пойдем, мне здесь не нравится». Это типично актерская реакция! Вот у Ефремова этого совершенно не было. Смотрит на него кто-нибудь или не смотрит — все равно. И еще Евстигнеев был таким...
— Который снялся у вас в одной из лучших своих ролей — профессора Преображенского...
— На эту роль я пробовал четырех актеров, в том числе Стржельчика и Яковлева. Они артисты замечательные, но слишком сибариты, белая кость, голубая кровь. Если бы роль сыграл один из них, история была бы другой. Нужен был человек из народа, ученый, который сделал себя сам. В повести Булгакова Преображенский оперирует «своими короткими пальцами, ставшими точно чудом тонкими и гибкими». И это стало для меня определяющим. Евстигнеев — парень из народа, плоть от плоти. При этом, если считать, что артист — это скрипка, на нем режиссер исполняет мелодию, то ведь скрипки бывают разные: одно дело — производства 5-й мебельной фабрики, другое — Страдивари. Евстигнеев — это Страдивари. Труженик и талант, он идеально подходил для этой роли. Знаю, перед тем, как согласиться, он советовался с детьми, с женой. Сам Евстигнеев повесть не читал, да и потом прочитал только сценарий. На мое счастье, его близкие предложение одобрили. При этом в «Собачьем сердце» Евстигнеев снимался в основном в субботу-воскресенье. Это было одно из его условий. В Москве его ждала молодая жена, и он спешил к ней.
С Елизаветой Боярской на съемках сериала «Петр Первый. Завещание». 2010 г.
Комментарии 5
С Днем рождения, Мастер!