Однажды, в далёком детстве, я обнаружила на книжной полке своих родителей книжечку. Это был путеводитель по мемориальному комплексу Бухенвальд. Вряд ли это детское чтение. Тем не менее я хорошо помню, какое сильное впечатление произвела на меня тогда история героического сопротивления узников концлагеря. Сопротивление людей, которые думали не только о своём физическом выживании, но и всеми силами стремились к свободе, стремясь любой ценой разорвать унизительные оковы лагерного рабства.
Вера в добро
Этот детский опыт не был забыт, но оставил глубокий след во всей моей жизни. Я решила стать психологом, чтобы детально изучить внутренние силы, которые помогают нам преодолевать трудности в самых сложных ситуациях, сохранять веру в добро и вселять надежду. Когда во время поездки в Германию в 2018 году мне в руки попал новый путеводитель по мемориальному комплексу Бухенвальд, я была очень удивлена. Хотя по форме и объему он мало чем отличается от своего „предшественника" 1967 года, очевидна серьезная разница в расстановке акцентов и современных оценках исторических событий.
Старый путеводитель - из ГДР - разработан на основе исторических источников. Так, например, в нём содержится ссылка на печально известный „приказ комиссара" – преступный приказ нацистского руководства, предписывающий не обращаться с политкомиссарами Красной Армии как с военнопленными, а расстреливать на месте без суда и следствия.
Названы не только его авторы и подписавшие, но и непосредственные виновники, ответственные за бесчеловечные злодеяния (подразделения СС, генералы Вермахта и др.). Современный путеводитель больше не содержит ссылок на постановления и документы фашистов, которыми обосновывались и регулировались уничтожение советских военнопленных. При этом в концлагере Бухенвальд было зверски убито более 8000 советских военнопленных – наших сограждан.
В старом путеводителе есть раздел под названием „Уничтожение трудом", где говорится, что нацисты рассматривали узников концлагерей только как „расходный материал" и обращались с ними соответственно („... безжалостно эксплуатировали их - вплоть до физического уничтожения"). Там также написано, что заключённых „сдавали в аренду" различным предприятиям, как будто это были неодушевлённые предметы. Приводятся конкретные предприятия и лица, которые получали прибыль от принудительного, то есть рабского труда (например, сотрудники аппарата СС, концерна ИГ Фарбен и т.д.). Многочисленные фотографии истощённых заключенных показывают, в каком плачевном состоянии находилось здоровье людей, подвергшихся безжалостной эксплуатации в концлагере. В нём говорится о судьбе заключённых, которые больше не могли работать: „Все они были отправлены в крематорий". Это напрямую касалось причастности крупной промышленности „Третьего рейха" к нацистским преступлениям.
В разделе „Люди как подопытные животные"
Старый путеводитель рассказывает о жестоких испытаниях на узниках концлагерей. Авторы цитируют исторические источники, включая документы Отдела исследований пятнистой лихорадки и вирусов Института гигиены Ваффен-СС, который организовал экспериментальную станцию в концлагере Бухенвальд, и показания бывших заключённых во время Главного процесса по военным преступлениям в Нюрнберге. Они эмоционально, но совершенно справедливо используют термин „подопытные животные" – этот термин указывает на бесчеловечность экспериментов и статус заключённых как полностью лишённых гражданских прав и оставленных на произвол преступников. Они сообщают, в частности, что в концлагере Бухенвальд на заключённых были опробованы вакцины против оспы, брюшного тифа, паратифа А и В, холеры, пятнистой лихорадки, дифтерии и жёлтой лихорадки. Вся эта информация ясно даёт понять и не оставляет сомнений у читателей, что заключённым пришлось пережить ужасные мучения, чтобы нацистские исследовательские институты получили результаты своих испытаний.
Чувствовать страдание
В сегодняшнем путеводителе авторы, вероятно, хотят избавить читателей от неприятных фактов об этих ужасных и бесчеловечных испытаниях на людях. 16 предложений превратились в одно предложение:- „Экспериментальная станция для лечения пятнистой лихорадки (1942 г.) – в бывшем блоке 46 (экспериментальная станция Института гигиены Ваффен-СС), где проводились испытания на людях". Вот и всё. Никаких намёков на преступный характер экспериментов и страдания жертв, никаких фотографий или документов.
Путеводитель 1967 года сообщает о „нечеловеческих условиях жизни узников концлагерей" и содержит подробную информацию, например, о нормах питания – например, советские военнопленные получали уменьшенный паёк по сравнению с другими. Также о жизни в бараках: -„одно одеяло на 3-4 человека", „нет смены белья", „нет средств гигиены", „заключенным приходилось носить мокрую и грязную одежду", „невозможно было предотвратить распространение инфекций и эпидемий". Также можно найти много фотографий: 20 из 46 снимков сделаны крупным планом, на которых хорошо видны измождённые лица и тела, так что можно почувствовать боль и страдания заключённых.
Мирно и спокойно
В сегодняшнем путеводителе предпочтение отдаётся более нейтральным и менее „пугающим" формулировкам о лагерной жизни. Вот, например, фраза о столовой для заключенных "... Сбором средств управляет СС, чтобы содержать заключённых. В столовой зачастую предлагался только некачественный товар." В этом описании нет ничего о жестоком обращении, пытках и лишениях. Известные во всём мире чёрно-белые архивные фотографии, точно отражающие тогдашние условия, заменены в новом путеводителе цветными фотографиями современного мемориала: территория Бухенвальда сегодня чистая, посетители могут спокойно прогуляться по красивым осенним дорожкам. Фотографии заключённых отсутствуют, как и выдержки из исторических источников (статистика, документы, свидетельства очевидцев), жестокие преступления лишь упоминаются, без пояснений. В тексте нет никаких осуждающих заявлений, которые однозначно осуждали бы нацистскую политику и концентрационные лагеря.
Героическому сопротивлению узников Бухенвальда также нет места в этом путеводителе. Во времена ГДР храбрость, мужество и стойкость бойцов антифашистского сопротивления были на первом месте. Может быть, сегодняшнее руководство мемориала считает эту тему слишком пафосной или слишком прокоммунистической? Но должен ли исчезнуть всякий намёк на доблестную и тяжелую борьбу этих людей за свободу и человеческое достоинство только потому, что кто-то мог связать эту тему с „коммунистической пропагандой"?
Обоснованные вопросы
Всё имеет свою цену. Когда сопротивление и героизм узников концлагерей стираются из исторической памяти, они остаются просто беспомощными жертвами, пассивно подчиняющимся власти зла, которым нечего было сказать и которые ничего не могли сделать. Абсолютная беспомощность перед злом – чему должно научиться сегодняшнее поколение? Известная скульптура Фрица Кремера, изображённая в путеводителе 1967 года, глубоко потрясла меня тогда, в детстве. Даже сегодня памятник остаётся молчаливым призывом к человечности для всех нас. Жаль, что этого изображения нет в современном путеводителе, как и многих других вещей, которые вы могли или хотели забыть в прошлые десятилетия. Эта трансформация исторической памяти, осуществлённая руководством мемориалом, вызывает ряд обоснованных вопросов. Ответы на эти вопросы очень заинтересовали бы меня как человека, разбирающегося в истории, а также как психолога.
Елена Серпионова - доцент кафедры психологии Российского национального медицинского исследовательского университета им. Н. И. Пирогова в Москве.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев