Подкаст 100 лет российской истории. Слушать все выпуски онлайн бесплатно на Яндекс Музыке
Женщины в жизни Ленина: Крупская и Арманд
Сергей Соловьев
кандидат философских наук, главный специалист РГАСПИ, старший научный сотрудник ИРИ РАН
Тема отношений Владимира Ленин, Инессы Арманд и Надежды Крупской в современном общественном сознании крайне мифологизирована, и вызывает массу пересудов. Эта лекция поможет нам понять, была ли между Лениным и Арманд любовная связь, как к общению между ними относилась Крупская и почему последние годы жизни Арманд были такими трудными?
Пророчество Евгения Замятина: “Мы”, 1920 год
Анастасия Тагунова
Филолог, магистр Историко-филологического факультета РГГУ
Роман “Мы” оказался очень неожиданным для советской власти – вместо восхваления нового режима они увидели мрачную антиутопию. Подробнее о том, как Замятин изобразил в романе Советский Союз, и почему книгу не печатали в стране до 1988 г., смотрите в этом выпуске!
На пути к социалистической школе. Радикальная советская педагогика
20-х гг. XX века
Константин Милованов
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории
сравнительного образования и истории педагогики ФГБНУ
1920-е годы стали для советской школы временем экспериментов.
Единых образовательных стандартов не существовало, поэтому за их
основу было взято комплексное построение школьных программ,
объединяющее учебные предметы в «детскую энциклопедию».
Некоторые педагоги ставили под сомнение саму необходимость
существования школы: вводился бригадно-лабораторный метод
обучения, проектные методы образования. Эти нововведения не
привели к значимым результатам. Эксперименты закончилис
Несозданные знаковые постройки советского времени
Станислав Рузанов
старший преподаватель Кафедры истории РЭУ имени Плеханова
За все время существования СССР облик Москвы много раз менялся под смелыми идеями архитекторов, однако многие из них так и остались не воплощенными. Подробнее о знаковых постройках советского времени смотрите в этом выпуске!
Соловки: от лагеря до тюрьмы. 1923-1939 гг.
Илья Удовенко
Старший научный сотрудник Музея истории ГУЛАГа
Построенный в XV веке на Соловецком острове прекрасный монастырь из белого камня с XVII века стал сначала царской тюрьмой, а затем и знаменитым лагерем особого назначения, ставшим символом большевистского террора. Подробнее о Соловках в период СССР смотрите в этом выпуске!
Россия и Турция. XX-XXI вв. Враги или друзья?
Вячеслав Черемухин
Отношения России и Турции полны противоречий. До 1917 года между
государствами было 12 войн, а после Первой мировой войны страны перешли к политике сотрудничества. Во Второй мировой войне Турции удалось соблюсти нейтралитет. В послевоенный период Турция вступила в НАТО и оказалась с по другую сторону баррикад. Начало XXI века ознаменовало сближение России и Турции – но можно ли назвать нас союзниками, и какие противоречия в наших отношениях наиболее сильны?
Снижение цен в послевоенном СССР
Любовь Лазарева
доктор исторических наук, главный специалист Центра
документальных публикаций РГАСПИ
Послевоенное время известно феноменом снижения рыночных цен,
которое лично курировал Иосиф Сталин. Самое серьезное снижение
произошло 1 апреля 1953 года: если вино, трикотажные изделия и
наручные часы подешевели на 5%, то холодильники и стиральные
машины на 20%. На 25% подешевел бензин и смазочные масла,
совершенно фантастически, на 50% снизились цены на овощи. Но как
страна, которая потеряла в войне треть национального богатства,
смогла себе такое позволить? В чем настоящие причины снижения цен?
Как оно связано с отменой карточной системы и советской денежной
История государственного гимна СССР
Станислав Рузанов
старший преподаватель Кафедры истории РЭУ имени Плеханова
Строчки из гимна СССР многие помнят и сегодня. Но почему в 1943 г. возникла необходимость заменить «Интернационал», так горячо любимый большевиками?
Подробнее о том, как создавался гимн СССР и почему после кропотливой работы над текстом его исполняли без слов, смотрите в этом выпуске!
Легенды и истина: мифы о персоне Николая II
Александр Камкин Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН
Мнения о его личности до сих пор противоречивы: слабый, неудачливый, марионетка на троне или все таки мудрый и верный своему народу? Николай II до сих пор является спорной фигурой в истории. Подробнее о мифах, связанных с последним русским императором, смотрите в этом выпуске!
Сталинская образовательная революция. Становление классической советской школы в 30-е гг. ХХ века
Константин Милованов кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики ФГБНУ
В результате сталинской образовательной реформы была создана бесплатная и всеобщая образовательная система, которая объединила все уровни образования: начальное, среднее, высшее и дополнительное. Однако, реформа имела и свои негативные стороны. Об ожиданиях и реальности проведения реформы в жизнь – смотрите в лекции.
Показать ещё