В наши дни всё чаще и чаще можно услышать новомодную приставку нейро-: нейро-психология, нейро-гимнастика, даже нейро-скакалка появилась! Маркетологи ухватились за новый тренд и стараются приставить это «нейро» во все мыслимые и немыслимые места. Что же это за зверь такой и так ли нова идея? Попробуем разобраться.
Приставка (а точнее первая часть сложных слов) «нейро» происходит от греческого слова neuron, что значит «жила, нерв». В русском языке она появилась изначально, как медицинский термин, описывающий что-либо, связанное с нервной системой (например, нейрохирургия).
Однако в современном мире всё больше и больше внимание уделяется изучению развития и функционирования головного мозга. Нейробиология и нейрофизиология глубоко проникают в другие науки и тесно переплетаются с ними. Учёные хотят знать, как устроен мозг, как он работает, из чего состоит, как его контролировать и, в конце концов, как его воссоздать.
Хорошо развитый мозг с богатой сетью нейронных связей становится предметом исследований, обсуждений, оценивания и, наконец, мотивации. Действительно, такой человек высоко интеллектуален, имеет более разнообразный жизненный опыт, более обширную гамму эмоций, умеет лучше налаживать связи и работать в команде. Мечта любого работодателя!
И нам начинают спускать некий «социальный заказ»: какого человека необходимо воспитывать. Идея вроде бы неплохая, но маркетологи не дремлют! Со всех сторон на нас сыпется реклама: курсы по нейрографике, нейропсихологии, нейрокопирайтингу, тренинги для тех, кто хочет стать нейротренером и проч и проч.
И мы пытаемся развивать наших детей с этой точки зрения: нейротренажёры, нейроскакалки, брейн-борды, мозжечковая стимуляция…
Кстати, о ней. Мозжечковая стимуляция – это один из видов двигательной коррекции при различных нарушениях в работе головного мозга у детей, в том числе связанных с проблемами с речью. Проще сказать, это упражнения на тренировку разнообразных движений, в том числе, которые задействуют правую и левую половины тела.
Сейчас для этого разрабатываются специальные приспособления, которые стоят ни одну тысячу рублей, но если мы оглянемся в прошлое, то увидим, что наши предки на Руси прекрасно справлялись с мозжечковой стимуляцией без всяких брейн-бордов.
Мозжечок отвечает за координацию движений, равновесие, мышечный тонус. Не это ли развивали наши мамки-няньки, когда с рождения качали малыша в подвесной люльке, носили на себе, играли с ним в ладушки, в пальчиковые игры, пели ему потешки и пестушки, а чуть попозже отплясывали «два прихлопа, три притопа»?
Сейчас это кажется современным мамам примитивным. Какие потешки? Пестушки – это что? Нее, мы лучше закажем ему доску Бильгоу, там как раз сейчас акция.
А вы сами-то пробовали повторить эти «два прихлопа»? А хороводы? А играть на музыкальном инструменте? А петь хором многоголосье? Это же настоящая нейрогимнастика, проверенная веками! Никогда в нашей стране не было столько речевых нарушений у детей, как сейчас. И одна из причин – это то, что гонимся за новомодными трендами, забывая про корни.
Так как же развивать ребёнка и его нейронную сеть без специальных приспособлений?
Вот несколько простых, но действенных упражнений и игр.
1. Ползание. Полезно в любом возрасте, в том числе во взрослом, так как задействует работу правого и левого полушария.
2. Стояние на одной ноге. Можно чередовать ноги или устроить соревнование, кто дольше простоит.
3. Хождение по бревну, бордюрам. Прекрасно развивает чувство равновесия, так необходимое для мозжечковой стимуляции! Можно представить, что мы идём по шаткому мостику над пропастью, кишащей крокодилами.
4. Для той же цели – стояние на горизонтальных качелях с целью привести их в равновесие. Переносим тяжесть тела то на одну ногу, то на другую.
5. Русская народная игра Чехарда (в современном мире известна под названием «Слон»): нужно перепрыгнуть через соперника, опираясь на его спину или, если играют 2 команды, запрыгнуть на спину команды соперников и удержаться на ней.
6. Русская народная забава «Калечина-малечина»: в вертикальном положении ставим палочку на ладошку и приговариваем: «Калечина-малечина, сколько часов до вечера? Раз, два, три…» Считаем, пока палочка не упадёт.
7. Пальчиковые игры бывают, оказывается, не только для малышей, но и для взрослых! Называются они палюпры. Попробуйте, например, одновременно правой рукой показать рожки (пальцы вверх, согнуты в виде «козы»), а левой рукой – ножки (пальцы вниз). А потом быстро поменять положение рук, приговаривая: рожки-ножки, рожки-ножки…
И так далее!
Марина Бочкарёва
P.s. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.
Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игра в жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия: «Слепая сковорода», «Жмачки», «Куриная слепота», «Кривой петух» и т. д. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: «Кот, кот, на чём стоишь?» — «На квашне» — «Что в квашне?» — «Квас!» — «Лови мышей, а не нас!» Поговорят так с водящим, да ещё заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, зажмуренными глазами.
Немало было и таких игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т. д.). Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.
Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству...
"Русские народные подвижные игры". М. Литвинова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев