Народ.
XX век, вторая половина; три женщины на улице села Чебаково (Ирçе ялĕ; в переводе -эрзя); изначально Ядринского уезда; в 1913 году построен храм Рождества Христова; закрыт большевиками в 1935 году, ныне действует; до 1930 года крестьяне занимались; столярно-токарным, бондарным, колёсным, шорным, портняжным, сапожно-башмачным промыслами, изготовлением жестяных изделий, валяной обуви; в 1930 году образован колхоз «Сура»; ныне сельхозпредприятие «Чебаково».1 марта 1891 года открыта школа грамоты; в современности имеется средняя школа. Чувашская АССР.
Понравилась запись? Подпишитесь, если еще не подписаны.
Поделитесь с друзьями пожалуйста этой записью.
⚪Мы в Вконтакте https://vk.com/publ
История.
С ГЛУБИН НЕВЕДОМОГО
История эрзянского народа - это след родственных ему народов и племён может возникнуть совсем неожиданно из мрака древности. И действительно, появляются исследования современных авторов, где логика и факты могут прояснить некоторые исторические процессы, до этого неизвестные или не понятые. Такова суть исторической науки, которая постоянном движении и в нём не должно быть абсолютных аксиом, тормозящие или останавливающие движение мысли. Историческая эпоха подобно бурному потоку воды несется в русле времени, стирает следы тысячелетий и веков. Извлечь исторические факты порой не так просто, их просто нет в том виде чтобы строить картину жизни, какой она была в той
Танец.
Танцевально-обрядовая культура эрзян
Заимствуя некоторые характерные особенности национальной пластики соседних народов, эрзянский народ тем не менее оставался верен своим строгим манерам: сдержанная, твёрдая, определенная поступь в танце; движение рук, принимающих три или четыре статичных положения; положение головы – гордо поднятая; осанка прямой спины. Если, к примеру, в русском танце есть присядка, любой притоп идет с наклоном корпуса, то в эрзянском наоборот – существует лишь полуприсядка и прямой корпус.
Скромность девушки не в склоненной голове и застенчиво опущенных глазах, как в русском танце, а во внутренней собранности. Она смотрит прямо, взгляд ее строг, ни тени жеманства
Биография.
Автор первого эрзянского букваря Авксентий Филиппович Юртов родился 20 февраля 1854 года в многодетной крестьянской семье Уфимской губернии. Окончил Казанскую кряшено-татарскую школу, затем Казанскую инородческую учительскую семинарию, был духовным последователем известного русского востоковеда гуманиста Н. И. Ильминского. Ильминский привлек его к работе по сбору и изучению так называемых мокшанско-эрзянских диалектов, фольклора, религиозных верований. По окончании учебы Авксентий Юртов остался преподавать в этой семинарии, затем работал сельским учителем в Самарской губернии. За эти годы перевел множество книг на эрзянский язык.
В 1872 году А. Ф. Юртов сделал свой первый перевод
История.
МЕЖДУ ВОЙНОЙ И МИРОМ В XI-XII ВЕКАХ
Захват земель и имущества других и жизнь за счёт зависимых крестьян — основной источник богатства в феодальную эпоху. Такие захваты осуществлялись за счёт соседей, как русских, так и нерусских. Поэтому эрзянский край, граничивший сразу с тремя мощными княжествами (Муромским, Владимиро—Суздальским и Рязанским) и Волжской Булгарией, оказался в трудном положении, и сосуществование с ними означало лавирование между интересами их князей в стремлении сохранить свои собственные.
Что же касается половцев, для которых грабеж оседлых народов являлся составной частью образа жизни, то с ними, более или менее постоянные, мирные отношения были просто невозможн
  • Класс
География.
Покш Болдина веле/ с. Большое Болдино.
Пушкинэнь усадьбань вакссо.
История Большого Болдино начинается очень давно. Ранее село носило имя «Забортники» и было населено эрзянами. Такое название появилось от рода деятельности сельчан – собирательства меда диких пчел (бортничество), соответственно, Забортники – село за этим лесом. И только после 1300 года, когда князь Костантин Васильевич получил Нижегородские и Эрзянские земли, тут стали селиться русские люди.
На протяжении нескольких веков Болдинское поместье принадлежало роду Пушкиных, а в 1830 году Александр Сергеевич впервые посетил эти места по весьма будничному делу: необходимо было заполнить бумаги на владение ближайшей дерев
  • Класс
Язык.
Знакомство с эрзянским языком
При первом знакомстве с эрзянским языком, возможно, он покажется трудным: там много падежей и глагольных форм.
На самом деле грамматика эрзянского отличается логичностью и стройностью, суффиксы словоизменения – стандартностью, так как многие из них употребляются во всех частях речи.
В эрзянском языке нет категории рода. Перевод на русский язык фактического материала дается только в мужском роде. Однако те же формы соответствуют и русским словам женского и среднего рода:
К примеру, якстере - красный, но это также и "красная" и "красное".
Существительные в косвенных падежах неопределённого склонения не выражают числа.
На русский язык они переводятся в е
Костюм.
Панго Эрзянские женщины собирали волосы на лобную часть в одну косу, на которую надевали похожую на рог панго. Косички, свернутые до основания уха, назывались сюрот («колоски»), вместе взятые косички — прясюро .Эрзянки носили на голове панго (дословно в переводе с эрзянского гриб). Панго делались по-разному: были панго похожими на сюро — с острым, свернутым сверху концом; по типу (схожими) на лопату, верхний конец которой более узкий. Высота панго была достаточная, сзади был узкий хвост с вышивкой, украшенный блесками.
Понравилась запись? Подпишитесь, если еще не подписаны.
Поделитесь с друзьями пожалуйста этой записью.
⚪Мы в Вконтакте https://vk.com/publicmastor
🔵Мы в Телеграмме h
История.
Эрзяне - воители средневековья.
Об эрзянах (арджаны), как и о мокше, сообщал иранский ученый Рашид-ад-Дин (начало XIV в.), а ногайский князь Юсуф писал о «рзянах» (от этого варианта и возник термин «Рязань») в грамоте, отправленной им в Москву в 1549 г.
В раннем средневековье эрзяне — народность, которая оказывала жесткое сопротивление хазарам, печенегам и половцам.
Древнее княжество эрзянское располагалось на территории Старой Рязани (Эрзяни). По классической версии эрзя под давлением переселявшихся славян отступила на восток к современному Арзамасу (Эрзямасу).
В отличие от мокши, признавшей в 1237 г. зависимость от Золотой Орды, эрзяне отступают на север в леса и оказывают мон
История
На южных границах мокшанских земель появились новые, более грозные враги. Это ускорило процесс развития мокшанских и их соседей эрзянских племен, дало толчок возникновению боевых дружин. Тревожная обстановка на юге заставила мобилизовать все внутренние силы народа. Может быть, поэтому все попытки подчинить мокшанские племена в IV-VII веках проваливались, были безуспешными, а вплоть до VIII века границы их расселения не менялись.
На рубеже VII—VIII веков обстановка резко изменилась. Давление кочевников юга усилилось, и мокшанские племена не смогли уже успешно противостоять натиску.
В VII веке в Среднем Поволжье появились племена булгар. По свидетельству персидского автора X столетия
Показать ещё