28 декабря, в 74-ю годовщину депортации калмыцкого народа в Сибирь, в Музее истории буддизма Центрального хурула “Золотая обитель Будды Шакьямуни” открылась новая экспозиция, посвященная памяти калмыцких буддийских священнослужителей Лоора-багши (умер в 1958 г.) и Джимбя-гевши (1903-1989), уроженцев Бага-Чоносовского аймака. Судьба их сложилась по-разному, но оба до конца дней своих были верны своей религии, распространяя буддийские знания.
На трех стеллажах в зале музея представлены фотографии, ритуальные предметы, литые из металла, и личные вещи этих уважаемых монахов. Они были подарены нашему хурулу в октябре этого года Александром Цеденовичем Харцхаевым, родственником обоих священнослужителей.
Лоора-багши (Адучин Лоора) был знаменитым эмчи (лекарем), настоятелем Багачоносовского хурула. Джимбя-гевши (Нустын Муутл) еще молодым уехал в Тибет на учебу в монастыре, но так и остался там до конца жизни. Он был духовным наставником Норбу Ринпоче - старшего брата Его Святейшества Далай-ламы ХIV.
На открытие экспозиции в храмовом музее были приглашены земляки и родственники Лооры-багши и Джимбя-гевши. В конференц-зале хурула для них и прихожан, посетителей храма был продемонстрирован документальный фильм “Бага-Чонос”, а точнее, его четвертая серия. Этот шестисерийный фильм был снят Калмыцким телевидением в середине 1990-х годов.
В показанной в этот день части фильма известный ученый-калмыковед, глубокий исследователь эпоса “Джангар” Анатолий Шалхакович Кичиков (1921-1998) рассказывает об истории, людях родного ему Бага-Чоносовского аймака, в том числе о Лоора-багши и Джимбя-гевши, о сохранившихся предметах культового назначения. После сеанса Александр Харцхаев расстроенно сказал музейным работникам, что внимательно посмотрев кадры, на которых профессор рассказывает о ритуальных предметах Лоора-баши, десятилетиями хранившихся в их роду, убедился, что некоторых реликвий в нынешней коллекции, подаренной им музею, не хватает, они со временем пропали. В частности, это старинные сандаловые чётки с золотой (из чистого золота!) «бумбой» - главной бусинкой, символизирующей Будду. Также исчезли два сосуда – «човрун» и «бумба».
В новой музейной экспозиции из ритуальных предметов представлены: жертвенные чашечки для подношений, мерные ложечки, ситечко, один «човрун», одна «бумба», музыкальные инструменты «цанги», три металлических стержня (один наконечник у них круглый, другой квадратный), два зеркальца (используются для защитных ритуалов, отражая все плохое) и основание «мандалы» (пирамидальной ступенчатой фигуры для подношения риса и драгоценных камней) – здесь отсутствуют три кольца-ступеней и навершие. Подношение наполненной «мандалы» - это очень сильный ритуал.
Все эти предметы культового назначения принадлежали монаху Лооре-багши. Также в данной экспозиции на отдельных стеллажах представлены монашеские одеяния Лооры-багши и Джимбя-гевши. Впрочем, экспонируемую одежду Джимбя-гевши никогда не носил и даже не видел, так как она была сшита для него его близкими, когда в 1939 году он планировал вернуться из Тибета на родину, но по сложившимся обстоятельствам этого не произошло. Приготовленная одежда так и хранилась годами у его родственников.
Передавший всю эту коллекцию в дар Центральному хурулу Александр Харцхаев доводится Джимбя-гевши внучатым племянником, а Лооре-багши – прямым племянником, сыном его брата Цедена.
Джимбя-гевши (в то время – Нустын Муутл) в 1922 году в возрасте 19 лет был направлен на учебу в Тибет. На фотографии 1925 года, представленной в экспозиции, он снят вместе с земляком Хоодан Эрдни. Оба в монашеской одежде, снимок сделан в Тибете, когда Джимбя-гевши (на фото он справа) было 22 года. Как мы сказали выше, он так и не вернулся на родину, дожив в Тибете до глубокой старости – умер в 1989 году в возрасте 86 лет.
Как рассказал в телефильме «Бага-Чонос» профессор А. Ш. Кичиков, получивший аудиенцию у Его Святейшества Далай-ламы ХIV во время одного из визитов духовного лидера буддистов в Калмыкию, он узнал от первосвященника, что Джимбя-багши был наставником старшего брата Его Святейшества – Норбу Ринпоче. Также Анатолий Шалхакович сообщил телезрителям, что во время своей научной командировки в Китай он увидел в Пекине скульптурное изображение Джимбя-гевши в пантеоне выдающихся буддийских религиозных деятелей.
Судьба другого выходца из Бага-Чоносовского аймака, Лооры-багши, выдалась неимоверно тяжелой. В юном возрасте Адучин Лоора прошел обучение в Чёёря-хуруле. Отучившись на факультете тибетской медицины, он затем стал знатным в народе лекарем-эмчи. С 1940 по 1942 год Лоора-багши был настоятелем Бага-Чоносовского хурула. Как и все монахи того времени, он подвергся жестоким гонениям и репрессиям. Пять лет он провел в ссылке в Казахстане и еще 13 лет отбыл в тюрьме в статусе политзаключенного.
После долгожданного освобождения Лоора-багши долго искал родных, так как все калмыки были высланы в Сибирь. Он нашел их в Новосибирской области. В знаменательном 1957 году, когда калмыкам разрешили вернуться на родину, Лоора-багши прибыл в родной Бага-Чонос.
Люди, страдавшие от разных болезней, шли к нему за помощью с верой в исцеление. Лоора-багши никогда не отказывал в помощи и многих исцелил от тяжких недугов. Как вспоминают знавшие его, он по натуре был скромным человеком. Будучи буддийским монахом, Лоора-багши с честью прошел все выпавшие на его долю испытания, ни разу не нарушив взятые на себя монашеские обеты.
Он был духовным учителем таких известных в народе гелюнгов, как Зодва, Марл, Намка. Лоора-багши покинул наш мир в 1958 году.
Вместе с Александром Харцхаевым, родственником обоих священнослужителей, в мероприятиях, организованных в День памяти и скорби Музеем истории буддизма Центрального хурула, принимали участие и их земляки - жители поселка Бага-Чонос Целинного района Анна Джидлеевна Бембеева и Ирина Муняевна Дорджиева.
Ниже все они запечатлены на последних трех фотографиях вместе с заведующей Музеем истории буддизма Еленой Геннадьевной Манджиевой (вторая слева на групповом фото).
Дорджи БАСАЕВ, пресс-секретарь Центрального хурула РК “Золотая обитель Будды Шакьямуни”
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 19
С Зодва-багши была знакома,так как моя мама хорошо знала Его и жили в ссылке в одном селе.Моего сына он держал на коленях и позволил трогать свои святые молитвы и предметы.До сих пор вспоминаю это с благоговением.Сыну было около года,он естественно не помнит.А мамы и Зодва багши не стало в один год.И да,мама из рода баh чонса.
Ещё в 80е годы ездили по желанию мамы на место старого Чееря хурула,помолиться в те места,где захоронен был Баазр багши и наша прабабушка