Друзья,давайте вспомним и поделимся,как мы пришли в авиацию,как заболели этой неизлечимой болезнью. Кто,где и когда подхватил этот вирус? И выкладываем свои истории.
Начну с себя. Заболел я в 6 лет. Наш детсад находился на окраине города,и летом мы ходили в поле собирать гербарий.А в этом поле был аэроклуб.Самолёты,планеры парашюты.Какой такой гербарий! Я ложился в траву и наблюдал всё это священодейство,за что был порот ,но заразу подхватил.
В1969 году мы,школьники из Певека,полетели в Анадырь на какую-то там спортивную олимпиаду.Спецрейс на АН-2П(Да да,были такие тогда,с креслами и кажись даже с туалетом).Летели с посадкой на Шмидте.Сопровождала нас учительница географии Ляпина,Хорошая ,добрая женщина.Полёт на АН-2 это нечто.Малая высота,ручное пилотирование,постоянная болтанка.Пол нашей бригады,во главе с учителкой слегли сразу же. Я весь полёт торчал в кабине пилотов.Как же это было интересно!Тогда я понял,что из этой кабины меня можно только вынести,ибо выгнать невозможно.
Прилетели в Анадырь.Оказывается надо еще лететь на вертолёте в город через лиман.
Кто-то кому-то чего-то не сообщил и нас не ждали.Через лиман летал МИ-4 по 3 рубля.
Но у учителки денег не было на 12 человек и пока она дозвонилась до кого-то,мы просидели на бетоне часа 3(лето было).Потом нам прислали "спецвертолёт".
Это было нЕчто!Ревущая,дребежащая воняющая бензином бочка,приводящая в ужас пассажиров
...Ещё
В1969 году мы,школьники из Певека,полетели в Анадырь на какую-то там спортивную олимпиаду.Спецрейс на АН-2П(Да да,были такие тогда,с креслами и кажись даже с туалетом).Летели с посадкой на Шмидте.Сопровождала нас учительница географии Ляпина,Хорошая ,добрая женщина.Полёт на АН-2 это нечто.Малая высота,ручное пилотирование,постоянная болтанка.Пол нашей бригады,во главе с учителкой слегли сразу же. Я весь полёт торчал в кабине пилотов.Как же это было интересно!Тогда я понял,что из этой кабины меня можно только вынести,ибо выгнать невозможно.
Прилетели в Анадырь.Оказывается надо еще лететь на вертолёте в город через лиман.
Кто-то кому-то чего-то не сообщил и нас не ждали.Через лиман летал МИ-4 по 3 рубля.
Но у учителки денег не было на 12 человек и пока она дозвонилась до кого-то,мы просидели на бетоне часа 3(лето было).Потом нам прислали "спецвертолёт".
Это было нЕчто!Ревущая,дребежащая воняющая бензином бочка,приводящая в ужас пассажиров понеслась через лиман.Правда всего 7 минут.Но многим этого хватило.
Обратно так же через лиман.Но до Певека уже на Ил-14 с комфортом.
И Шо вы думаете? Болезнь продолжалась. В школьной и городской библиотеке перечитал все книжки про авиацию.Не всё получилось гладко,как мечталось,путь в авиацию всегда был труден и тернист.Но тем не менее в 1979 году я в составе экипажа выполнял свой первый полёт на МИ-4 в Певеке.Полторы тысячи часов на нём,любимом,потом их списали.
Весна на Чукотке по-своему красива.Вроде бы ещё зима,и мороз за 20,и снег не думал таять,но дыхание её уже чувствуется.
Солнце уже светит во всю,и снег искрится так,что без тёмных очков становишься аки крот(снежная болезнь,однако!).
В конце марта прилетают первые птички-пуночки,похожи очень на снегирей,только белые с серыми пёрышками.
Выползают из своих нор евражки(полярные суслики)и песцы,уже начинающие линять,всё больше толкутся возле посёлков в поисках еды и приключений(в основном с местными собаками).Вобщем всё оживает.Оживает и авиация.Начинается работа:заброс оборудования,провианта на точки,затем геологи,буровики,полевые партии и наша основная вертолётная работа-гравиметрическая съёмка.
В один из таких прекрасных дней вылетаем мы на эту самую съёмку километров 150 на юг от побережья Восточно-Сибирского моря.
Солнце яркое,на небе ни облачка,в общем,условия санаторные!
В срок прибываем на точ
...ЕщёНу теперь собственно случаи.
Весна-красна
Весна на Чукотке по-своему красива.Вроде бы ещё зима,и мороз за 20,и снег не думал таять,но дыхание её уже чувствуется.
Солнце уже светит во всю,и снег искрится так,что без тёмных очков становишься аки крот(снежная болезнь,однако!).
В конце марта прилетают первые птички-пуночки,похожи очень на снегирей,только белые с серыми пёрышками.
Выползают из своих нор евражки(полярные суслики)и песцы,уже начинающие линять,всё больше толкутся возле посёлков в поисках еды и приключений(в основном с местными собаками).Вобщем всё оживает.Оживает и авиация.Начинается работа:заброс оборудования,провианта на точки,затем геологи,буровики,полевые партии и наша основная вертолётная работа-гравиметрическая съёмка.
В один из таких прекрасных дней вылетаем мы на эту самую съёмку километров 150 на юг от побережья Восточно-Сибирского моря.
Солнце яркое,на небе ни облачка,в общем,условия санаторные!
В срок прибываем на точку.Тёплая встреча с нашими друзьями геофизиками,чай,обсуждаем план работы,маршрут,и за дело.
Перед началом работы нужно "потрясти" гравиметры.Выглядит это так:
Загружаем эти самые гравиметры,взлетаем и "трясем" их минут 30-40 в полёте,затем посадка на реперную точку,где гравитация уже замерена и известна до того как.Там вводятся поправки,записываются данные.И вот приборы настроены.Вперёд,на маршрут!
Эти 30-40 минут мы называли "свободным полётом".Хулиганили,случалось,но в основном это время использовалось для тренировки(виражи,малые скорости,полет на минимальной высоте).
В один из таких свободных полётов,решили мы "облизать" небольшую сопочку в долине двух рек,текущих между грядами сопок совсем уж солидных.Прошли сверху.Обычный "пупочек" метров 100,заснеженный,пестрит оголёнными камнями.Но что это?
Склон сопки шевелится!Вроде не употребляли вчера.Переглянулись,-поняли,что "показалось" всем.
Разворачиваемся,снижаемся и заходим к подножию сопочки.Ближе.Опять шевелится!Ещё ближе.Мама родная!Зайцы!Сотни зайцев начинают уходить от нас по спирали по склону наверх!Вот это да!!!Конечно,на Чукотке зайцы водятся,но чтобы в таком количестве!?В основном они обитают в лесотундре,что на 80-100км южнее этого места.Интересно,что их привело сюда?
Отваливаем от сопки и начинаем баражировать вокруг,стараясь сильно не беспокоить косых
...Ещё
Эти 30-40 минут мы называли "свободным полётом".Хулиганили,случалось,но в основном это время использовалось для тренировки(виражи,малые скорости,полет на минимальной высоте).
В один из таких свободных полётов,решили мы "облизать" небольшую сопочку в долине двух рек,текущих между грядами сопок совсем уж солидных.Прошли сверху.Обычный "пупочек" метров 100,заснеженный,пестрит оголёнными камнями.Но что это?
Склон сопки шевелится!Вроде не употребляли вчера.Переглянулись,-поняли,что "показалось" всем.
Разворачиваемся,снижаемся и заходим к подножию сопочки.Ближе.Опять шевелится!Ещё ближе.Мама родная!Зайцы!Сотни зайцев начинают уходить от нас по спирали по склону наверх!Вот это да!!!Конечно,на Чукотке зайцы водятся,но чтобы в таком количестве!?В основном они обитают в лесотундре,что на 80-100км южнее этого места.Интересно,что их привело сюда?
Отваливаем от сопки и начинаем баражировать вокруг,стараясь сильно не беспокоить косых.Летаем себе вокруг,приходим в себя от увиденного.Так!А это что за оранжевое пятно?Чуть дальше ещё одно.Подходим поближе.Не может быть!Лисички-сестрички!Да такие упитанные,что будь здоров!Каждая на своей стороне склона пасёт своё стадо зайцевых.Рыжая давай удирать от нас вверх по склону,толпа зайцев несётся ей паперерез почти под 90.И вот они встретились.Зайцы учтиво остановились на мгновение,пропустив помеху слева,видимо в природе свои правила,но пробка при этом создалась нешуточная.Больше мы решили их не беспокоить,да и время свободного полёта подходило к концу,пора было двигаться на контрольную точку.
В то время у меня была кинокамера Аврора-215,электрическая.На морозе,к сожалению, не работала почти.Так что брал я её с собой только летом.Жаль.Кадры были бы бесподобные!
В начале 80х весной работали мы на гравиметрической съёмке километров 150-200 на юго-восток от побережья Чаунской Губы,в районе Чукотского нагорья. Вовсю светило солнышко, тепло, всего-то -20.Пёстрые склоны гор,искрящиеся сопки,чистое голубое небо.А воздух!
Тут бы на лыжах побегать,а вечером в баньку!Эх..О чём это я?Мы же на работе!
В этом процессе участвовали, кроме экипажа вертолёта, два оператора-геофизика и, самое важное и ценное - гравиметры. Эдакие хромированные цилиндры, диаметром 20 см и высотой с полметра, начинённые чем-то супер - пупер сверхточным.
Приборы были американьские и наши геофизики говорили, что наш вертолёт столько не стоит, сколько эти железяки и в случае их повреждения нам предстоит расстрел до смерти.
К слову, замер гравитации производился для расчёта полётов баллистических ракет в сторону производителей этих приборов.
Замеры делались на точ
...ЕщёНу ещё немного.
Робинзон Крузо
В начале 80х весной работали мы на гравиметрической съёмке километров 150-200 на юго-восток от побережья Чаунской Губы,в районе Чукотского нагорья. Вовсю светило солнышко, тепло, всего-то -20.Пёстрые склоны гор,искрящиеся сопки,чистое голубое небо.А воздух!
Тут бы на лыжах побегать,а вечером в баньку!Эх..О чём это я?Мы же на работе!
В этом процессе участвовали, кроме экипажа вертолёта, два оператора-геофизика и, самое важное и ценное - гравиметры. Эдакие хромированные цилиндры, диаметром 20 см и высотой с полметра, начинённые чем-то супер - пупер сверхточным.
Приборы были американьские и наши геофизики говорили, что наш вертолёт столько не стоит, сколько эти железяки и в случае их повреждения нам предстоит расстрел до смерти.
К слову, замер гравитации производился для расчёта полётов баллистических ракет в сторону производителей этих приборов.
Замеры делались на точках, нанесённых на сверхсекретные карты, у нас таких не было. Точка могла быть на равнине, на сопке или на склоне, в общем где угодно. Зимой замеры производились на льду океана, но об этом в следующий раз.
А теперь собственно сама леденящая душу история.
Начиналось всё как обычно. Заходим на склон одной из сопок, зависаем в метре над ней. Обычно я выпрыгивал и принимал эти чёртовы гравиметры, затем выпрыгивали операторы, я заскакиваю в вертолёт, закрываю дверь, двойное нажатие на кнопку СПУ и уходим на круг. Когда замер закончен, оператор подаёт знак, мы заходим, зависаем, ложусь на пол, опять же принимаю приборы. Заскакивают операторы, закрываем двери, снова двойное нажатие и вперёд на следующую точку.
В этот раз всё было так же. Выпрыгиваю, хрясь - почти по грудь в снегу. Тяну привычно руки... но не вижу ни приборов, ни операторов. И вдруг вертолёт отваливает! В стройных рядах недоумение. Ладно, думаю, наверно по-другому зайти решили, несподручно мож?
Ан нет! Аппарат весело рассекая воздух винтами погнал на соседнюю сопку (которая несколько сзади моей).
Через некоторое время вертушка совершенно скрылась за склоном.
Стало тихо. Тихо и отчего-то тоскливо. Вспоминаю с каким курсом заходили, где берег, и сколько по пояс в снегу я буду топать 150 км…
Вспомнился Робинзон Крузо, правда здесь не было пальм и козы.Только зловещая тишина и бесконечные белые просторы.И ни одной живой души.В эти минуты приходит осознание того,как же человек ничтожен перед великой и могучей Матушкой природой! Пока я размышлял о смысле жизни, послышался до боли знакомый звук, роднее и желаннее которого тогда не было на свете. Появился вертолёт, но летел как-то неуверенно и почти не
...Ещё
В этот раз всё было так же. Выпрыгиваю, хрясь - почти по грудь в снегу. Тяну привычно руки... но не вижу ни приборов, ни операторов. И вдруг вертолёт отваливает! В стройных рядах недоумение. Ладно, думаю, наверно по-другому зайти решили, несподручно мож?
Ан нет! Аппарат весело рассекая воздух винтами погнал на соседнюю сопку (которая несколько сзади моей).
Через некоторое время вертушка совершенно скрылась за склоном.
Стало тихо. Тихо и отчего-то тоскливо. Вспоминаю с каким курсом заходили, где берег, и сколько по пояс в снегу я буду топать 150 км…
Вспомнился Робинзон Крузо, правда здесь не было пальм и козы.Только зловещая тишина и бесконечные белые просторы.И ни одной живой души.В эти минуты приходит осознание того,как же человек ничтожен перед великой и могучей Матушкой природой! Пока я размышлял о смысле жизни, послышался до боли знакомый звук, роднее и желаннее которого тогда не было на свете. Появился вертолёт, но летел как-то неуверенно и почти не ко мне. Надо сказать, что на склоне полно оголённых камней - чёрные точки. И я один среди этих точек. Вспомнил уроки спасения. Глаз реагирует не на статику, а на движение. Ага, снимаю шубейку и ну мотать ею - чисто несущий винт. О! Заметили едренать!
Разворот, заход, и вот я "дома".
В это время в покинувшем меня вертолёте.
На заходах оператор со своей секретной картой торчит в люке, на месте механика. На той точке, где я выпрыгнул, он вдруг понял, что это не та сопка.
- Давай на соседнюю.
- ОК, погнали.
Когда зависли на точке, кэп смотрит в блистер-дверь открыта, никто не выскакивает.
-Где механик?
-А ...(кто) его знает.
-Ёклмн разъети вашу, погнали обратно, всем смотреть в оба!
Далее чудесное спасение.
После этого я изменил технологию.
Раздобыл верёвки, сделал крюк и подавал ихние железяки с висения. Больше не выпрыгивал .Сам при этом не забывал привязываться к десантному тросу.
Дорога в небо у каждого своя, как и дорога жизни. Но я расскажу о другом. Две встречи. Я шел по лесу домой из соседней деревни. Вдруг слева в пяти-шести метрах увидел светящийся шар, величиной с тот мяч, по которому горько плакала Маша. Шар двигался хаотично меняя траекторию. Я остановился и наблюдал за этим красивым зрелищем. Удалившись от меня метров на тридцать шар столкнулся с верхушкой осины, раздался хлопок, и шар рассыпался, вспыхнув искрами. Это было мое первое знакомство с шаровой молнией. А было мне тринадцать лет. Вторая встреча была не менее интересной. Мы вылетели из Омска в Новосибирск. Набор высоты происходил в сплошной облачности. На высоте 600 метров я увидел свою старую знакомую.«Шаровая!»-доложил я. В этот момент раздался хлопок под носом самолета. Командир и второй пилот с удивлением смотрели на меня. Как выяснилось, они ничего не видели, но хлопок слышали. Я объяснил, что мы поймали шаровую молнию. По прилету в Новосибирск мы обнаружили, что нижняя медная ш...ЕщёДорога в небо у каждого своя, как и дорога жизни. Но я расскажу о другом. Две встречи. Я шел по лесу домой из соседней деревни. Вдруг слева в пяти-шести метрах увидел светящийся шар, величиной с тот мяч, по которому горько плакала Маша. Шар двигался хаотично меняя траекторию. Я остановился и наблюдал за этим красивым зрелищем. Удалившись от меня метров на тридцать шар столкнулся с верхушкой осины, раздался хлопок, и шар рассыпался, вспыхнув искрами. Это было мое первое знакомство с шаровой молнией. А было мне тринадцать лет. Вторая встреча была не менее интересной. Мы вылетели из Омска в Новосибирск. Набор высоты происходил в сплошной облачности. На высоте 600 метров я увидел свою старую знакомую.«Шаровая!»-доложил я. В этот момент раздался хлопок под носом самолета. Командир и второй пилот с удивлением смотрели на меня. Как выяснилось, они ничего не видели, но хлопок слышали. Я объяснил, что мы поймали шаровую молнию. По прилету в Новосибирск мы обнаружили, что нижняя медная шина носового обтекателя отогнута вниз, крепление её заднего конца было вырвано. Других внешних повреждений обнаружено не было. Дефект и причину его появления я записал в бортовой журнал. В следующий раз лететь на этом самолете мы были должны где-то через неделю. Во время предполетной подготовки я обнаружил, что магнитный компас показывает курс на восток, а самолет стоит носом на юг. Записал дефект в журнал и пошел готовить другой самолет к вылету. После выполнения рейса мы увидели, что на «забракованном» самолете списывают девиацию после размагничивания кабины.
Мы с детства были в небо влюблены, Хотя тогда любви и не осознавали, По лужам под грозою бегали босы, От грома вздрогнув громко хохотали, Покоя не любили,не любили тишины.
Росли, взрослели, всё как повелось, Жизнь познавали в школе и с экрана, А сколько книг прочесть нам довелось, Проникли в души нам поэзия, романы, Впитали всё, как солнце винограда гроздь.
Менялись времена и города, менялись лица, И мы менялись с выбором пути-дороги, Спасибо школе, научила нас учиться, Жизнь и учитель, и экзаменатор строгий, Нелёгкий труд, чтоб своего добиться.
Вот я курсант, барьер мой первый взят, И небо стало ближе и всё чаще снится, Здесь тысяча пятьсот таких как я ребят На технарей приехали учиться, Без наших рук и самолёты не взлетят.
Уже знакомы мне давно ангар, перрон, Пронизывающий ветер и сибирские морозы, Что хочет планер и движка услышу стон. И встретил я любовь, все было, и шипы, и розы, Прекрасен мир, сюрпризов полон он.
И, наконец, моя дорога в небо привела...ЕщёМы с детства были в небо влюблены, Хотя тогда любви и не осознавали, По лужам под грозою бегали босы, От грома вздрогнув громко хохотали, Покоя не любили,не любили тишины.
Росли, взрослели, всё как повелось, Жизнь познавали в школе и с экрана, А сколько книг прочесть нам довелось, Проникли в души нам поэзия, романы, Впитали всё, как солнце винограда гроздь.
Менялись времена и города, менялись лица, И мы менялись с выбором пути-дороги, Спасибо школе, научила нас учиться, Жизнь и учитель, и экзаменатор строгий, Нелёгкий труд, чтоб своего добиться.
Вот я курсант, барьер мой первый взят, И небо стало ближе и всё чаще снится, Здесь тысяча пятьсот таких как я ребят На технарей приехали учиться, Без наших рук и самолёты не взлетят.
Уже знакомы мне давно ангар, перрон, Пронизывающий ветер и сибирские морозы, Что хочет планер и движка услышу стон. И встретил я любовь, все было, и шипы, и розы, Прекрасен мир, сюрпризов полон он.
И, наконец, моя дорога в небо привела, Я бортмеханик, пригодились знания и опыт, Работа на земле не раз мне в небе помогла Машину чувствовать как человек, не робот, Любимая работа радость лишь несла.
Чьих будете? Троицкие мы! . На ИЛ-14 не получилось,а очень хотел.Технарил на нём.А полетал на Ми-4,Ан-24,Ил-76,потом иномарки Дс-10, Б-747.Здоровья и благополучия!
Уж сколько таких историй написано, но вставлю и свои 5 копеек. Сейчас может это и не так смешно, но я ее до сих пор помню.
В Чаунском авиаотряде г. Певека в 70-е годы летал командиром ИЛ-14 Карипов Каусяр Мутыгович, старый полярный волк, мастер высшего класса. Человек очень ответственный и принципиальный. К сожалению, мне не пришлось с ним летать в одном экипаже (на разных типах летали), но общаться приходилось. У таких людей мы учились жить и работать в Арктике.
Помнится один забавный случай, когда мы (трое пацанов) летели с ним на ИЛ-14 пассажирами в Магадан в УТО (учебно-тренировочный отряд) на переучивание.
Тогда на Иле были рейсы Певек – Кепер – Омолон – Чайбуха - С.Эвенск - МГД и пара ещё таких "кругосветок" через Чайбуху, Среднеколымск и Сеймчан. Почти 8 часов полёта с перечисленными посадками. Сдохнуть можно, короче.
И вот, садимся мы в Чайбухе, часов в 6 утра. Идём в столовку. Хотя она и открывается в 7, но повара (две тётки) уже на месте - растапливают печь, суе...ЕщёУж сколько таких историй написано, но вставлю и свои 5 копеек. Сейчас может это и не так смешно, но я ее до сих пор помню.
В Чаунском авиаотряде г. Певека в 70-е годы летал командиром ИЛ-14 Карипов Каусяр Мутыгович, старый полярный волк, мастер высшего класса. Человек очень ответственный и принципиальный. К сожалению, мне не пришлось с ним летать в одном экипаже (на разных типах летали), но общаться приходилось. У таких людей мы учились жить и работать в Арктике.
Помнится один забавный случай, когда мы (трое пацанов) летели с ним на ИЛ-14 пассажирами в Магадан в УТО (учебно-тренировочный отряд) на переучивание.
Тогда на Иле были рейсы Певек – Кепер – Омолон – Чайбуха - С.Эвенск - МГД и пара ещё таких "кругосветок" через Чайбуху, Среднеколымск и Сеймчан. Почти 8 часов полёта с перечисленными посадками. Сдохнуть можно, короче.
И вот, садимся мы в Чайбухе, часов в 6 утра. Идём в столовку. Хотя она и открывается в 7, но повара (две тётки) уже на месте - растапливают печь, суетятся по хозяйству. Ну, пустили, конечно, только говорят, что поесть особо нечего: хлеб и варёные яйца, вчерашние, даже чай ещё не готов. Ну ладно, давайте что есть. Одна из поваров приносит нам тарелку хлеба и тарелку яиц.
Яйца в те места поставлялись в ящиках и были переложены соломой, чтоб не побились. Содержимое ящика явно варилось вместе с яйцами.
Тут то Каусяр Мутыгович и возмутился, ибо ни в одном аэропортовом буфете такого безобразия не допускали! Пытаемся его успокоить: да ладно, всё равно ошкуривать, а он нет, уперся и пошёл с этой тарелкой к стойке. Одна мадам у стойки, а вторая за стенкой у печки и воды.
На обед времени не хватает, покупаем в буфете пирожки. За нами женщина с мальчиком стоит, спрашивает: - А пирожки с чем? Командир отвечает вместо буфетчицы: - С лапшой. Женщина спрашивает сына: -С лапшой будешь?
История эта произошла не со мной , а с моим коллегой и приятелем,бортмехаником вертолёта МИ-4.
Было это году в 80м в славном чукотском городе Певеке.Вертолёты в то время использовались очень интенсивно.
Работы были самые разные-съёмка,облёты пастбищ,ЛЭП,лесопатруль,транспорт.Но была ещё одна сезонка-отстрел волков.
Заключалось это в следующем.Прилетаем на "центральную усадьбу"совхоза Усть- Чаун,берём одного или двух охотников из местного населения и летим по памятным местам оленьих пастбищ,а они сегодня здесь,завтра там.Но у нас карты,радио,охотник-проводник,вобщем все,что нужно.Остаётся только найти стадо.
Вокруг каждого стада,а это несколько сотен голов(до тысячи),пасётся стая волков,которая периодически наносит урон социалистическому народному хозяйству.
Наша задача-найти и уничтожить!!!
Не всегда получалось (у меня во всяком случае),но тут им повезло.Нашли стаю,и началась охота.
Надо з...ЕщёНу ладно,раз пока нет желающих,подкину дровишек.
Волчья история
История эта произошла не со мной , а с моим коллегой и приятелем,бортмехаником вертолёта МИ-4.
Было это году в 80м в славном чукотском городе Певеке.Вертолёты в то время использовались очень интенсивно.
Работы были самые разные-съёмка,облёты пастбищ,ЛЭП,лесопатруль,транспорт.Но была ещё одна сезонка-отстрел волков.
Заключалось это в следующем.Прилетаем на "центральную усадьбу"совхоза Усть- Чаун,берём одного или двух охотников из местного населения и летим по памятным местам оленьих пастбищ,а они сегодня здесь,завтра там.Но у нас карты,радио,охотник-проводник,вобщем все,что нужно.Остаётся только найти стадо.
Вокруг каждого стада,а это несколько сотен голов(до тысячи),пасётся стая волков,которая периодически наносит урон социалистическому народному хозяйству.
Наша задача-найти и уничтожить!!!
Не всегда получалось (у меня во всяком случае),но тут им повезло.Нашли стаю,и началась охота.
Надо зайти по ходу движения стаи и погнать её вперёд.
Волки всегда бегут прямо,за вожаком.Надо стать параллельно,уравнять скорость,а дальше снимаем десантный люк,и охотник из карабина щёлкает их как в тире.К слову сказать, лиса,как только с ней поравняешься,уходит под вертолёт или останавливается.
Недаром сказки про её хитрость сложены.
Так вот.Набили они тогда штук 7 или 8.А чукотские волки, горные или ещё их называют горбатые,зверюги очень не слабые,до метра в холке,а то и больше. Надо потрудиться,чтобы загрузить их в вертолёт.
Вобщем собрали добычу,попили чайку и домой.
Летят.Волки кучей,чукча кемарит на сидушке у входной двери,экипаж занят делом.
Вдруг механик чует,что кто-то его за унт хватает.(Для тех,кто не знает-механик на МИ-4 стоит в полёте на стремянке наполовину в пилоской кабине,а ниже пояса в грузовой).
Ну он думает,что это чукча хочет что-то спросить,опускает вниз голову и через мгновение уже сидит на шее 2го пилота.
Оба при этом чего-то орут,но в МИ-4 без СПУ(самолётное переговорное устройство) услышать что-либо невозможно.
Командир, посмотрев в выпученные глаза механика и на обалдевшего второго,который с перепугу ничего не понял,наверно подумал-всё,приехали,экипаж рехнулся.Но,заглянув в люк,всё понял и надавил кнопку десантной сирены.
Оказалось.Один из волчар оклемался,встал и решил из последних сил отомстить врагам.
Механик уже висел вниз головой и наблюдал следующую картину.
Сирена разбудила чукчу.Он открыл глаза,оценил ситуацию,зевнул и снял с пояса длинющий нож. Потом спокойно пробрался по куче волков к супостату,ткнул его куда-то и пошел на свое место продолжать кемарить.
Механик до посадки так вниз и не слазил.
Вечером за рюмкой чая я слушал его эмоциональный рассказ.
Река жизни у одного плавная и спокойная, у другого похожа на мутный горный поток, перемежающийся порогами и водопадами. Но, если присмотреться внимательно, даже самый невзрачный ручеек прекрасен и неповторим. Как это перекликается с окружающей нас природой! Меня всегда восхищает самобытность каждого человека и разнообразие природы. Даже на одном дереве не сыскать двух абсолютно одинаковых листиков. Так пусть все реки и ручейки жизней человеческих сливаются в чистые и чарующие своим величием моря и океаны!
Героизм повседневного труда не менее ценен чем подвиг совершенный в экстремальных условиях, а умение не создавать эти условия есть мастерство и профессионализм высочайшего класса.
В воздушную яму попадал один раз. Мы на Ил-14 везли телевизоры из Новосибирска в Братск. Телевизоры были загружены от пола практически до потолка, в два ряда по левому борту и в один ряд по правому. между ними проход от входной двери в кабину экипажа. Экипаж: КВС-стажер Беликов Володя, пилот-инструктор Яровой Анатолий Анатольевич, б/м я, кто были штурман и радист не помню. До Красноярска полет проходил в штатном режиме, как сейчас модно говорить. После взлета в Красноярске и набора высоты, я, штурман, радист и Толь Толич отстегнули ремни, а Володя Беликов не нарушил инструкцию, остался пристегнутым. Внезапно самолет рухнул вниз и весь экипаж, кроме Волди, "прилип" к потолку. Состояние невесомости мы испытывали несколько секунд, потеря высоты составила порядка 150 метров. Потом Володя выровнял самолет, возвратив нас на рабочие места. После посадки в Братске мы обнаружили все телевизоры по левому борту самолета, но вновь образованный проход до входной двери был до
...Ещё
В воздушную яму попадал один раз. Мы на Ил-14 везли телевизоры из Новосибирска в Братск. Телевизоры были загружены от пола практически до потолка, в два ряда по левому борту и в один ряд по правому. между ними проход от входной двери в кабину экипажа. Экипаж: КВС-стажер Беликов Володя, пилот-инструктор Яровой Анатолий Анатольевич, б/м я, кто были штурман и радист не помню. До Красноярска полет проходил в штатном режиме, как сейчас модно говорить. После взлета в Красноярске и набора высоты, я, штурман, радист и Толь Толич отстегнули ремни, а Володя Беликов не нарушил инструкцию, остался пристегнутым. Внезапно самолет рухнул вниз и весь экипаж, кроме Волди, "прилип" к потолку. Состояние невесомости мы испытывали несколько секунд, потеря высоты составила порядка 150 метров. Потом Володя выровнял самолет, возвратив нас на рабочие места. После посадки в Братске мы обнаружили все телевизоры по левому борту самолета, но вновь образованный проход до входной двери был достаточным. Не думаю, что многие испытали такое.
Комментарии 412
В1969 году
мы,школьники из Певека,полетели в Анадырь на какую-то там спортивную
олимпиаду.Спецрейс на АН-2П(Да да,были такие тогда,с креслами и кажись даже с
туалетом).Летели с посадкой на Шмидте.Сопровождала нас учительница географии Ляпина,Хорошая ,добрая
женщина.Полёт на АН-2 это нечто.Малая
высота,ручное пилотирование,постоянная болтанка.Пол нашей бригады,во главе с
учителкой слегли сразу же. Я весь полёт
торчал в кабине пилотов.Как же это было интересно!Тогда я понял,что из этой
кабины меня можно только вынести,ибо выгнать невозможно.
Прилетели в Анадырь.Оказывается надо еще лететь на вертолёте
в город через лиман.
Кто-то кому-то чего-то не сообщил и нас не ждали.Через лиман
летал МИ-4 по 3 рубля.
Но у учителки денег не было на 12 человек и пока она
дозвонилась до кого-то,мы просидели на бетоне часа 3(лето было).Потом нам
прислали "спецвертолёт".
Это было нЕчто!Ревущая,дребежащая воняющая бензином
...Ещёбочка,приводящая в ужас пассажиров
В1969 году
мы,школьники из Певека,полетели в Анадырь на какую-то там спортивную
олимпиаду.Спецрейс на АН-2П(Да да,были такие тогда,с креслами и кажись даже с
туалетом).Летели с посадкой на Шмидте.Сопровождала нас учительница географии Ляпина,Хорошая ,добрая
женщина.Полёт на АН-2 это нечто.Малая
высота,ручное пилотирование,постоянная болтанка.Пол нашей бригады,во главе с
учителкой слегли сразу же. Я весь полёт
торчал в кабине пилотов.Как же это было интересно!Тогда я понял,что из этой
кабины меня можно только вынести,ибо выгнать невозможно.
Прилетели в Анадырь.Оказывается надо еще лететь на вертолёте
в город через лиман.
Кто-то кому-то чего-то не сообщил и нас не ждали.Через лиман
летал МИ-4 по 3 рубля.
Но у учителки денег не было на 12 человек и пока она
дозвонилась до кого-то,мы просидели на бетоне часа 3(лето было).Потом нам
прислали "спецвертолёт".
Это было нЕчто!Ревущая,дребежащая воняющая бензином
бочка,приводящая в ужас пассажиров понеслась через лиман.Правда всего 7
минут.Но многим этого хватило.
Обратно так же через лиман.Но до Певека уже на Ил-14 с
комфортом.
И Шо вы думаете? Болезнь продолжалась. В школьной и городской библиотеке перечитал
все книжки про авиацию.Не всё получилось
гладко,как мечталось,путь в авиацию всегда был труден и тернист.Но тем не менее
в 1979 году я в составе экипажа выполнял свой первый полёт на МИ-4 в
Певеке.Полторы тысячи часов на нём,любимом,потом их списали.
Весна-красна
Весна на Чукотке по-своему красива.Вроде бы ещё зима,и мороз за 20,и снег не думал таять,но дыхание её уже чувствуется.
Солнце уже светит во всю,и снег искрится так,что без тёмных очков становишься аки крот(снежная болезнь,однако!).
В конце марта прилетают первые птички-пуночки,похожи очень на снегирей,только белые с серыми пёрышками.
Выползают из своих нор евражки(полярные суслики)и песцы,уже начинающие линять,всё больше толкутся возле посёлков в поисках еды и приключений(в основном с местными собаками).Вобщем всё оживает.Оживает и авиация.Начинается работа:заброс оборудования,провианта на точки,затем геологи,буровики,полевые партии и наша основная вертолётная работа-гравиметрическая съёмка.
В один из таких прекрасных дней вылетаем мы на эту самую съёмку километров 150 на юг от побережья Восточно-Сибирского моря.
Солнце яркое,на небе ни облачка,в общем,условия санаторные!
В срок прибываем на точ
...ЕщёНу теперь собственно случаи.Весна-красна
Весна на Чукотке по-своему красива.Вроде бы ещё зима,и мороз за 20,и снег не думал таять,но дыхание её уже чувствуется.
Солнце уже светит во всю,и снег искрится так,что без тёмных очков становишься аки крот(снежная болезнь,однако!).
В конце марта прилетают первые птички-пуночки,похожи очень на снегирей,только белые с серыми пёрышками.
Выползают из своих нор евражки(полярные суслики)и песцы,уже начинающие линять,всё больше толкутся возле посёлков в поисках еды и приключений(в основном с местными собаками).Вобщем всё оживает.Оживает и авиация.Начинается работа:заброс оборудования,провианта на точки,затем геологи,буровики,полевые партии и наша основная вертолётная работа-гравиметрическая съёмка.
В один из таких прекрасных дней вылетаем мы на эту самую съёмку километров 150 на юг от побережья Восточно-Сибирского моря.
Солнце яркое,на небе ни облачка,в общем,условия санаторные!
В срок прибываем на точку.Тёплая встреча с нашими друзьями геофизиками,чай,обсуждаем план работы,маршрут,и за дело.
Перед началом работы нужно "потрясти" гравиметры.Выглядит это так:
Загружаем эти самые гравиметры,взлетаем и "трясем" их минут 30-40 в полёте,затем посадка на реперную точку,где гравитация уже замерена и известна до того как.Там вводятся поправки,записываются данные.И вот приборы настроены.Вперёд,на маршрут!
Эти 30-40 минут мы называли "свободным полётом".Хулиганили,случалось,но в основном это время использовалось для тренировки(виражи,малые скорости,полет на минимальной высоте).
В один из таких свободных полётов,решили мы "облизать" небольшую сопочку в долине двух рек,текущих между грядами сопок совсем уж солидных.Прошли сверху.Обычный "пупочек" метров 100,заснеженный,пестрит оголёнными камнями.Но что это?
Склон сопки шевелится!Вроде не употребляли вчера.Переглянулись,-поняли,что "показалось" всем.
Разворачиваемся,снижаемся и заходим к подножию сопочки.Ближе.Опять шевелится!Ещё ближе.Мама родная!Зайцы!Сотни зайцев начинают уходить от нас по спирали по склону наверх!Вот это да!!!Конечно,на Чукотке зайцы водятся,но чтобы в таком количестве!?В основном они обитают в лесотундре,что на 80-100км южнее этого места.Интересно,что их привело сюда?
Отваливаем от сопки и начинаем баражировать вокруг,стараясь сильно не беспокоить косых
...ЕщёЭти 30-40 минут мы называли "свободным полётом".Хулиганили,случалось,но в основном это время использовалось для тренировки(виражи,малые скорости,полет на минимальной высоте).
В один из таких свободных полётов,решили мы "облизать" небольшую сопочку в долине двух рек,текущих между грядами сопок совсем уж солидных.Прошли сверху.Обычный "пупочек" метров 100,заснеженный,пестрит оголёнными камнями.Но что это?
Склон сопки шевелится!Вроде не употребляли вчера.Переглянулись,-поняли,что "показалось" всем.
Разворачиваемся,снижаемся и заходим к подножию сопочки.Ближе.Опять шевелится!Ещё ближе.Мама родная!Зайцы!Сотни зайцев начинают уходить от нас по спирали по склону наверх!Вот это да!!!Конечно,на Чукотке зайцы водятся,но чтобы в таком количестве!?В основном они обитают в лесотундре,что на 80-100км южнее этого места.Интересно,что их привело сюда?
Отваливаем от сопки и начинаем баражировать вокруг,стараясь сильно не беспокоить косых.Летаем себе вокруг,приходим в себя от увиденного.Так!А это что за оранжевое пятно?Чуть дальше ещё одно.Подходим поближе.Не может быть!Лисички-сестрички!Да такие упитанные,что будь здоров!Каждая на своей стороне склона пасёт своё стадо зайцевых.Рыжая давай удирать от нас вверх по склону,толпа зайцев несётся ей паперерез почти под 90.И вот они встретились.Зайцы учтиво остановились на мгновение,пропустив помеху слева,видимо в природе свои правила,но пробка при этом создалась нешуточная.Больше мы решили их не беспокоить,да и время свободного полёта подходило к концу,пора было двигаться на контрольную точку.
В то время у меня была кинокамера Аврора-215,электрическая.На морозе,к сожалению, не работала почти.Так что брал я её с собой только летом.Жаль.Кадры были бы бесподобные!
Робинзон Крузо
В начале 80х весной работали мы на гравиметрической съёмке километров 150-200 на юго-восток от побережья Чаунской Губы,в районе Чукотского нагорья. Вовсю светило солнышко, тепло, всего-то -20.Пёстрые склоны гор,искрящиеся сопки,чистое голубое небо.А воздух!
Тут бы на лыжах побегать,а вечером в баньку!Эх..О чём это я?Мы же на работе!
В этом процессе участвовали, кроме экипажа вертолёта, два оператора-геофизика и, самое важное и ценное - гравиметры. Эдакие хромированные цилиндры, диаметром 20 см и высотой с полметра, начинённые чем-то супер - пупер сверхточным.
Приборы были американьские и наши геофизики говорили, что наш вертолёт столько не стоит, сколько эти железяки и в случае их повреждения нам предстоит расстрел до смерти.
К слову, замер гравитации производился для расчёта полётов баллистических ракет в сторону производителей этих приборов.
Замеры делались на точ
...ЕщёНу ещё немного.Робинзон Крузо
В начале 80х весной работали мы на гравиметрической съёмке километров 150-200 на юго-восток от побережья Чаунской Губы,в районе Чукотского нагорья. Вовсю светило солнышко, тепло, всего-то -20.Пёстрые склоны гор,искрящиеся сопки,чистое голубое небо.А воздух!
Тут бы на лыжах побегать,а вечером в баньку!Эх..О чём это я?Мы же на работе!
В этом процессе участвовали, кроме экипажа вертолёта, два оператора-геофизика и, самое важное и ценное - гравиметры. Эдакие хромированные цилиндры, диаметром 20 см и высотой с полметра, начинённые чем-то супер - пупер сверхточным.
Приборы были американьские и наши геофизики говорили, что наш вертолёт столько не стоит, сколько эти железяки и в случае их повреждения нам предстоит расстрел до смерти.
К слову, замер гравитации производился для расчёта полётов баллистических ракет в сторону производителей этих приборов.
Замеры делались на точках, нанесённых на сверхсекретные карты, у нас таких не было. Точка могла быть на равнине, на сопке или на склоне, в общем где угодно. Зимой замеры производились на льду океана, но об этом в следующий раз.
А теперь собственно сама леденящая душу история.
Начиналось всё как обычно. Заходим на склон одной из сопок, зависаем в метре над ней. Обычно я выпрыгивал и принимал эти чёртовы гравиметры, затем выпрыгивали операторы, я заскакиваю в вертолёт, закрываю дверь, двойное нажатие на кнопку СПУ и уходим на круг. Когда замер закончен, оператор подаёт знак, мы заходим, зависаем, ложусь на пол, опять же принимаю приборы. Заскакивают операторы, закрываем двери, снова двойное нажатие и вперёд на следующую точку.
В этот раз всё было так же. Выпрыгиваю, хрясь - почти по грудь в снегу. Тяну привычно руки... но не вижу ни приборов, ни операторов. И вдруг вертолёт отваливает! В стройных рядах недоумение. Ладно, думаю, наверно по-другому зайти решили, несподручно мож?
Ан нет! Аппарат весело рассекая воздух винтами погнал на соседнюю сопку (которая несколько сзади моей).
Через некоторое время вертушка совершенно скрылась за склоном.
Стало тихо. Тихо и отчего-то тоскливо. Вспоминаю с каким курсом заходили, где берег, и сколько по пояс в снегу я буду топать 150 км…
Вспомнился Робинзон Крузо, правда здесь не было пальм и козы.Только зловещая тишина и бесконечные белые просторы.И ни одной живой души.В эти минуты приходит осознание того,как же человек ничтожен перед великой и могучей Матушкой природой! Пока я размышлял о смысле жизни, послышался до боли знакомый звук, роднее и желаннее которого тогда не было на свете. Появился вертолёт, но летел как-то неуверенно и почти не
...ЕщёВ этот раз всё было так же. Выпрыгиваю, хрясь - почти по грудь в снегу. Тяну привычно руки... но не вижу ни приборов, ни операторов. И вдруг вертолёт отваливает! В стройных рядах недоумение. Ладно, думаю, наверно по-другому зайти решили, несподручно мож?
Ан нет! Аппарат весело рассекая воздух винтами погнал на соседнюю сопку (которая несколько сзади моей).
Через некоторое время вертушка совершенно скрылась за склоном.
Стало тихо. Тихо и отчего-то тоскливо. Вспоминаю с каким курсом заходили, где берег, и сколько по пояс в снегу я буду топать 150 км…
Вспомнился Робинзон Крузо, правда здесь не было пальм и козы.Только зловещая тишина и бесконечные белые просторы.И ни одной живой души.В эти минуты приходит осознание того,как же человек ничтожен перед великой и могучей Матушкой природой! Пока я размышлял о смысле жизни, послышался до боли знакомый звук, роднее и желаннее которого тогда не было на свете. Появился вертолёт, но летел как-то неуверенно и почти не ко мне. Надо сказать, что на склоне полно оголённых камней - чёрные точки. И я один среди этих точек. Вспомнил уроки спасения. Глаз реагирует не на статику, а на движение. Ага, снимаю шубейку и ну мотать ею - чисто несущий винт. О! Заметили едренать!
Разворот, заход, и вот я "дома".
В это время в покинувшем меня вертолёте.
На заходах оператор со своей секретной картой торчит в люке, на месте механика. На той точке, где я выпрыгнул, он вдруг понял, что это не та сопка.
- Давай на соседнюю.
- ОК, погнали.
Когда зависли на точке, кэп смотрит в блистер-дверь открыта, никто не выскакивает.
-Где механик?
-А ...(кто) его знает.
-Ёклмн разъети вашу, погнали обратно, всем смотреть в оба!
Далее чудесное спасение.
После этого я изменил технологию.
Раздобыл верёвки, сделал крюк и подавал ихние железяки с висения. Больше не выпрыгивал .Сам при этом не забывал привязываться к десантному тросу.
Так, на всякий случай
Две встречи.
Я шел по лесу домой из соседней деревни. Вдруг слева в пяти-шести метрах увидел светящийся шар, величиной с тот мяч, по которому горько плакала Маша. Шар двигался хаотично меняя траекторию. Я остановился и наблюдал за этим красивым зрелищем. Удалившись от меня метров на тридцать шар столкнулся с верхушкой осины, раздался хлопок, и шар рассыпался, вспыхнув искрами. Это было мое первое знакомство с шаровой молнией. А было мне тринадцать лет. Вторая встреча была не менее интересной. Мы вылетели из Омска в Новосибирск. Набор высоты происходил в сплошной облачности. На высоте 600 метров я увидел свою старую знакомую.«Шаровая!»-доложил я. В этот момент раздался хлопок под носом самолета. Командир и второй пилот с удивлением смотрели на меня. Как выяснилось, они ничего не видели, но хлопок слышали. Я объяснил, что мы поймали шаровую молнию. По прилету в Новосибирск мы обнаружили, что нижняя медная ш...ЕщёДорога в небо у каждого своя, как и дорога жизни. Но я расскажу о другом.
Две встречи.
Я шел по лесу домой из соседней деревни. Вдруг слева в пяти-шести метрах увидел светящийся шар, величиной с тот мяч, по которому горько плакала Маша. Шар двигался хаотично меняя траекторию. Я остановился и наблюдал за этим красивым зрелищем. Удалившись от меня метров на тридцать шар столкнулся с верхушкой осины, раздался хлопок, и шар рассыпался, вспыхнув искрами. Это было мое первое знакомство с шаровой молнией. А было мне тринадцать лет. Вторая встреча была не менее интересной. Мы вылетели из Омска в Новосибирск. Набор высоты происходил в сплошной облачности. На высоте 600 метров я увидел свою старую знакомую.«Шаровая!»-доложил я. В этот момент раздался хлопок под носом самолета. Командир и второй пилот с удивлением смотрели на меня. Как выяснилось, они ничего не видели, но хлопок слышали. Я объяснил, что мы поймали шаровую молнию. По прилету в Новосибирск мы обнаружили, что нижняя медная шина носового обтекателя отогнута вниз, крепление её заднего конца было вырвано. Других внешних повреждений обнаружено не было. Дефект и причину его появления я записал в бортовой журнал. В следующий раз лететь на этом самолете мы были должны где-то через неделю. Во время предполетной подготовки я обнаружил, что магнитный компас показывает курс на восток, а самолет стоит носом на юг. Записал дефект в журнал и пошел готовить другой самолет к вылету. После выполнения рейса мы увидели, что на «забракованном» самолете списывают девиацию после размагничивания кабины.
Хотя тогда любви и не осознавали,
По лужам под грозою бегали босы,
От грома вздрогнув громко хохотали,
Покоя не любили,не любили тишины.
Росли, взрослели, всё как повелось,
Жизнь познавали в школе и с экрана,
А сколько книг прочесть нам довелось,
Проникли в души нам поэзия, романы,
Впитали всё, как солнце винограда гроздь.
Менялись времена и города, менялись лица,
И мы менялись с выбором пути-дороги,
Спасибо школе, научила нас учиться,
Жизнь и учитель, и экзаменатор строгий,
Нелёгкий труд, чтоб своего добиться.
Вот я курсант, барьер мой первый взят,
И небо стало ближе и всё чаще снится,
Здесь тысяча пятьсот таких как я ребят
На технарей приехали учиться,
Без наших рук и самолёты не взлетят.
Уже знакомы мне давно ангар, перрон,
Пронизывающий ветер и сибирские морозы,
Что хочет планер и движка услышу стон.
И встретил я любовь, все было, и шипы, и розы,
Прекрасен мир, сюрпризов полон он.
И, наконец, моя дорога в небо привела...ЕщёМы с детства были в небо влюблены,
Хотя тогда любви и не осознавали,
По лужам под грозою бегали босы,
От грома вздрогнув громко хохотали,
Покоя не любили,не любили тишины.
Росли, взрослели, всё как повелось,
Жизнь познавали в школе и с экрана,
А сколько книг прочесть нам довелось,
Проникли в души нам поэзия, романы,
Впитали всё, как солнце винограда гроздь.
Менялись времена и города, менялись лица,
И мы менялись с выбором пути-дороги,
Спасибо школе, научила нас учиться,
Жизнь и учитель, и экзаменатор строгий,
Нелёгкий труд, чтоб своего добиться.
Вот я курсант, барьер мой первый взят,
И небо стало ближе и всё чаще снится,
Здесь тысяча пятьсот таких как я ребят
На технарей приехали учиться,
Без наших рук и самолёты не взлетят.
Уже знакомы мне давно ангар, перрон,
Пронизывающий ветер и сибирские морозы,
Что хочет планер и движка услышу стон.
И встретил я любовь, все было, и шипы, и розы,
Прекрасен мир, сюрпризов полон он.
И, наконец, моя дорога в небо привела,
Я бортмеханик, пригодились знания и опыт,
Работа на земле не раз мне в небе помогла
Машину чувствовать как человек, не робот,
Любимая работа радость лишь несла.
На ИЛ-14 не получилось,а очень хотел.Технарил на нём.А полетал на Ми-4,Ан-24,Ил-76,потом иномарки Дс-10, Б-747.Здоровья и благополучия!
В Чаунском авиаотряде г. Певека в 70-е годы летал командиром ИЛ-14 Карипов Каусяр Мутыгович, старый полярный волк, мастер высшего класса. Человек очень ответственный и принципиальный.
К сожалению, мне не пришлось с ним летать в одном экипаже (на разных типах летали), но общаться приходилось. У таких людей мы учились жить и работать в Арктике.
Помнится один забавный случай, когда мы (трое пацанов) летели с ним на ИЛ-14 пассажирами в Магадан в УТО (учебно-тренировочный отряд) на переучивание.
Тогда на Иле были рейсы Певек – Кепер – Омолон – Чайбуха - С.Эвенск - МГД и пара ещё таких "кругосветок" через Чайбуху, Среднеколымск и Сеймчан.
Почти 8 часов полёта с перечисленными посадками. Сдохнуть можно, короче.
И вот, садимся мы в Чайбухе, часов в 6 утра. Идём в столовку. Хотя она и открывается в 7, но повара (две тётки) уже на месте - растапливают печь, суе...ЕщёУж сколько таких историй написано, но вставлю и свои 5 копеек. Сейчас может это и не так смешно, но я ее до сих пор помню.
В Чаунском авиаотряде г. Певека в 70-е годы летал командиром ИЛ-14 Карипов Каусяр Мутыгович, старый полярный волк, мастер высшего класса. Человек очень ответственный и принципиальный.
К сожалению, мне не пришлось с ним летать в одном экипаже (на разных типах летали), но общаться приходилось. У таких людей мы учились жить и работать в Арктике.
Помнится один забавный случай, когда мы (трое пацанов) летели с ним на ИЛ-14 пассажирами в Магадан в УТО (учебно-тренировочный отряд) на переучивание.
Тогда на Иле были рейсы Певек – Кепер – Омолон – Чайбуха - С.Эвенск - МГД и пара ещё таких "кругосветок" через Чайбуху, Среднеколымск и Сеймчан.
Почти 8 часов полёта с перечисленными посадками. Сдохнуть можно, короче.
И вот, садимся мы в Чайбухе, часов в 6 утра. Идём в столовку. Хотя она и открывается в 7, но повара (две тётки) уже на месте - растапливают печь, суетятся по хозяйству.
Ну, пустили, конечно, только говорят, что поесть особо нечего: хлеб и варёные яйца, вчерашние, даже чай ещё не готов. Ну ладно, давайте что есть.
Одна из поваров приносит нам тарелку хлеба и тарелку яиц.
Яйца в те места поставлялись в ящиках и были переложены соломой, чтоб не побились. Содержимое ящика явно варилось вместе с яйцами.
Тут то Каусяр Мутыгович и возмутился, ибо ни в одном аэропортовом буфете такого безобразия не допускали!
Пытаемся его успокоить: да ладно, всё равно ошкуривать, а он нет, уперся и пошёл с этой тарелкой к стойке. Одна мадам у стойки, а вторая за стенкой у печки и воды.
Предъявил претензии. Слышимость хорошая.
-Клава!
-Чево?
-Иди сюда.
-Зачем?
-НАДО ПОМЫТЬ ЛЁТЧИКАМ ЯЙЦА!
- А пирожки с чем?
Командир отвечает вместо буфетчицы:
- С лапшой.
Женщина спрашивает сына:
-С лапшой будешь?
Волчья история
История эта произошла не со мной , а с моим коллегой и приятелем,бортмехаником вертолёта МИ-4.
Было это году в 80м в славном чукотском городе Певеке.Вертолёты в то время использовались очень интенсивно.
Работы были самые разные-съёмка,облёты пастбищ,ЛЭП,лесопатруль,транспорт.Но была ещё одна сезонка-отстрел волков.
Заключалось это в следующем.Прилетаем на "центральную усадьбу"совхоза Усть- Чаун,берём одного или двух охотников из местного населения и летим по памятным местам оленьих пастбищ,а они сегодня здесь,завтра там.Но у нас карты,радио,охотник-проводник,вобщем все,что нужно.Остаётся только найти стадо.
Вокруг каждого стада,а это несколько сотен голов(до тысячи),пасётся стая волков,которая периодически наносит урон социалистическому народному хозяйству.
Наша задача-найти и уничтожить!!!
Не всегда получалось (у меня во всяком случае),но тут им повезло.Нашли стаю,и началась охота.
Надо з...ЕщёНу ладно,раз пока нет желающих,подкину дровишек.
Волчья история
История эта произошла не со мной , а с моим коллегой и приятелем,бортмехаником вертолёта МИ-4.
Было это году в 80м в славном чукотском городе Певеке.Вертолёты в то время использовались очень интенсивно.
Работы были самые разные-съёмка,облёты пастбищ,ЛЭП,лесопатруль,транспорт.Но была ещё одна сезонка-отстрел волков.
Заключалось это в следующем.Прилетаем на "центральную усадьбу"совхоза Усть- Чаун,берём одного или двух охотников из местного населения и летим по памятным местам оленьих пастбищ,а они сегодня здесь,завтра там.Но у нас карты,радио,охотник-проводник,вобщем все,что нужно.Остаётся только найти стадо.
Вокруг каждого стада,а это несколько сотен голов(до тысячи),пасётся стая волков,которая периодически наносит урон социалистическому народному хозяйству.
Наша задача-найти и уничтожить!!!
Не всегда получалось (у меня во всяком случае),но тут им повезло.Нашли стаю,и началась охота.
Надо зайти по ходу движения стаи и погнать её вперёд.
Волки всегда бегут прямо,за вожаком.Надо стать параллельно,уравнять скорость,а дальше снимаем десантный люк,и охотник из карабина щёлкает их как в тире.К слову сказать, лиса,как только с ней поравняешься,уходит под вертолёт или останавливается.
Недаром сказки про её хитрость сложены.
Так вот.Набили они тогда штук 7 или 8.А чукотские волки, горные или ещё их называют горбатые,зверюги очень не слабые,до метра в холке,а то и больше. Надо потрудиться,чтобы загрузить их в вертолёт.
Вобщем собрали добычу,попили чайку и домой.
Летят.Волки кучей,чукча кемарит на сидушке у входной двери,экипаж занят делом.
Вдруг механик чует,что кто-то его за унт хватает.(Для тех,кто не знает-механик на МИ-4 стоит в полёте на стремянке наполовину в пилоской кабине,а ниже пояса в грузовой).
Ну он думает,что это чукча хочет что-то спросить,опускает вниз голову и через мгновение уже сидит на шее 2го пилота.
Оба при этом чего-то орут,но в МИ-4 без СПУ(самолётное переговорное устройство) услышать что-либо невозможно.
Командир, посмотрев в выпученные глаза механика и на обалдевшего второго,который с перепугу ничего не понял,наверно подумал-всё,приехали,экипаж рехнулся.Но,заглянув в люк,всё понял и надавил кнопку десантной сирены.
Оказалось.Один из волчар оклемался,встал и решил из последних сил отомстить врагам.
Механик уже висел вниз головой и наблюдал следующую картину.
Сирена разбудила чукчу.Он открыл глаза,оценил ситуацию,зевнул и снял с пояса длинющий нож. Потом спокойно пробрался по куче волков к супостату,ткнул его куда-то и пошел на свое место продолжать кемарить.
Механик до посадки так вниз и не слазил.
Вечером за рюмкой чая я слушал его эмоциональный рассказ.
Река жизни у одного
плавная и спокойная, у другого похожа
на мутный горный поток, перемежающийся
порогами и водопадами. Но, если
присмотреться внимательно, даже самый
невзрачный ручеек прекрасен и неповторим.
Как это перекликается с окружающей нас
природой! Меня всегда восхищает
самобытность каждого человека и
разнообразие природы. Даже на одном
дереве не сыскать двух абсолютно
одинаковых листиков. Так пусть все реки
и ручейки жизней человеческих сливаются
в чистые и чарующие своим величием моря
и океаны!
Героизм повседневного
труда не менее ценен чем подвиг совершенный
в экстремальных условиях, а умение не
создавать эти условия есть мастерство
и профессионализм высочайшего класса.
...ЕщёВ воздушную яму
попадал один раз. Мы на Ил-14 везли
телевизоры из Новосибирска в Братск.
Телевизоры были загружены от пола
практически до потолка, в два ряда по
левому борту и в один ряд по правому.
между ними проход от входной двери в
кабину экипажа. Экипаж: КВС-стажер
Беликов Володя, пилот-инструктор Яровой
Анатолий Анатольевич, б/м я, кто были
штурман и радист не помню. До Красноярска
полет проходил в штатном режиме, как
сейчас модно говорить. После взлета в
Красноярске и набора высоты, я, штурман,
радист и Толь Толич отстегнули ремни,
а Володя Беликов не нарушил инструкцию,
остался пристегнутым. Внезапно самолет
рухнул вниз и весь экипаж, кроме Волди,
"прилип" к потолку. Состояние
невесомости мы испытывали несколько
секунд, потеря высоты составила порядка
150 метров. Потом Володя выровнял самолет,
возвратив нас на рабочие места. После
посадки в Братске мы обнаружили все
телевизоры по левому борту самолета,
но вновь образованный проход до входной
двери был до
В воздушную яму
попадал один раз. Мы на Ил-14 везли
телевизоры из Новосибирска в Братск.
Телевизоры были загружены от пола
практически до потолка, в два ряда по
левому борту и в один ряд по правому.
между ними проход от входной двери в
кабину экипажа. Экипаж: КВС-стажер
Беликов Володя, пилот-инструктор Яровой
Анатолий Анатольевич, б/м я, кто были
штурман и радист не помню. До Красноярска
полет проходил в штатном режиме, как
сейчас модно говорить. После взлета в
Красноярске и набора высоты, я, штурман,
радист и Толь Толич отстегнули ремни,
а Володя Беликов не нарушил инструкцию,
остался пристегнутым. Внезапно самолет
рухнул вниз и весь экипаж, кроме Волди,
"прилип" к потолку. Состояние
невесомости мы испытывали несколько
секунд, потеря высоты составила порядка
150 метров. Потом Володя выровнял самолет,
возвратив нас на рабочие места. После
посадки в Братске мы обнаружили все
телевизоры по левому борту самолета,
но вновь образованный проход до входной
двери был достаточным. Не думаю, что
многие испытали такое.