Начиная с XVI века в среде донских казаков брак между православным мужчиной и женщиной-мусульманкой не считался чем-то необычным. Все дело в качествах, которые были важны для казаков.
А девушки потом
Первые казаки, появившиеся на берегах Дона в 1550 году, в подавляющем большинстве не имели ни жен, ни детей. Их вольное существование, сопряжённое с опасностями, флишениями и постоянными военными походами, не располагало к обзаведению семьей. Но с течением времени, когда донцы отошли от полукочевого образа жизни и стали строить собственные дома, у них возникла потребность в женитьбе. Уходя на службу, они оставляли хату на жинку, которая должна была управиться не только с хозяйством, но и с воспитанием детей. Именно поэтому выбор невесты был делом непростым, она должна была быть красивой, воспитанной, опрятной и здоровой.
Ясырки
Всё эти черты казаки обнаруживали в ясырках, иными словами в пленённых ими женщинах-мусульманках, которых они в большом количестве свозили на Дон из своих многочисленных военных походов.
Известно, что в 1635 году в результате всего нескольких удачных атак на турецкие укрепления и городки азовского побережья, казаки сумели взять в плен приблизительно 1700 турчанок. Все они впоследствии были крещены в православие и, получив христианские имена, стали казачьими жёнами.
Но когда в XVIII веке император Пётр I своим указом запретил казакам отправляться в походы на территорию Турции, донцы стали привозить невест из кавказских селений. В связи с этим показательны слова путешественника Манштейна, который рассказывая о бригадире донцов, Краснощёкове, писал, что «гроза Кавказа», совершив набег в горы, привёз с собой до 10 000 ясырок: чеченок, кабардинок и черкешенок.
К тому же выбрать спутницу жизни, а потом и выкупить её можно было на невольничьих рынках, располагавшихся в мусульманских городах каспийского побережья, в том числе в Астрахани, Баку и Дербенте. Так супругой казака могла стать не только крещеная турчанка, но и туркменка, калмычка, персиянка.
В 1734 году на Дону побывал немецкий этнограф Паллас, отмечавший, что «казачки городка Черкасск одеваются по-восточному: спускающиеся до самой щиколотки широкие шаровары, сапожки или туфли из жёлтого сафьяна, рубашки их, обыкновенно из красной, жёлтой или синей материи».
"А жен себе красных (красивых) и любимых водим и выбираем от тебя из Константинополя и тебя не спрашиваем» -- так писали казаки из-под Азова в издевательском письме турецкому султану. Период русско-турецких войн XVII-XVIII столетия вообще отмечен обилием турецких пленниц и пленников, которые появлялись не только в казачьих станицах, но и в Москве, в Петербурге. Известно, что поэт Жуковский был сыном турчанки-ясырки.
Позднее, уже в XIX столетии браки с ясырками стали редкостью. В казачьей среде укрепилась тенденция жениться только на своих. Известно, что среди донских, терских, уральских и иных казаков было зазорно жениться на не казачке. К этому времени в казачьих областях обосновалось очень много старообрядцев, которые вообще очень строго относились ко всем иноверцам. Да и нужды особенной искать жену на стороне более не возникало. Потомки турчанок, татарок, черкешенок и русских обильно заселили эти места, дав миру народ на диво сильный, красивый и самобытный.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2