Раз, два, три и мы обуты. Это даже не сапожки! Хватит нам и пол минуты – Можно мчаться по дорожке. Их зимою дружно носят - Спрос приличный у народа И продать на рынке просят. Говорят – вернулась мода! И у дедушки Мороза Никогда не мёрзнут ноги - Не страшны Зимы угрозы, Заметает пусть дороги Ничего в них не боимся, Разве что проталинки. От души зимой резвимся, Ведь на ножках валенки! В.Степанов Валенки – неотъемлемый атрибут не только русского костюма, но и русского образа жизни, русской зимы и даже русского характера. «Прост, как валенок», «ваньку валяет», «не мытьем, так катаньем» –  навсегда вошли эти присказки в наш язык. История валенок начинается с 4 века до нашей эры - именно к этому времени археологи относят изделия из шерсти, обнаруженные на Алтае при раскопках Пазырыкского кургана. Самые древние изделия из валяной овечьей шерсти – ковры и чепраки. Этот метод обработки шерсти был хорошо известен кочевым племенам евразийских степей, а также горным скотоводам Тибета, Памира, Кавказа и Карпат. Из свалянного войлока шили теплые и надежные покрытия для жилища – кошмы, войлочные подушки, подстилки для сна, стельки для обуви и чулки-вкладыши в кожаный сапог. Войлок использовали в качестве кольчуги и подкладки под шлем, а также им обшивали крепостные стены, чтобы в нем застревали стрелы. Таким образом, не исключено, что шерстобитное дело проникло на просторы Древней Руси благодаря соседству и постоянным контактам с тюркскими народами Первые русские шерстобиты поначалу мастерили не классические валенки, а более примитивные вещи: шляпы, банные колпаки и легкие башмаки вроде галош под названием «коты», «чуни» или «кеньги». Из войлока также делали специальные мягкие подкладки под лошадиную упряжь – подседельники и хомутины, предохранявшие кожу животного от натирания. Одно из первых упоминаний о "войлочных сапогах" есть в "Слове о полку Игореве" (XII век). Первая русская обувь из войлока вероятнее всего была сшитой или скроенной и имела хотя бы один шов. Первые валенки в виде цельного сапога появились в Нижегородской области в конце XIX века. Поговаривают, что ноу-хау принадлежало раскольникам, скрывавшимся в приволжских лесах от царской немилости. Однако это не единственная версия: жители Ярославской губернии и древнейшего городка Мышкин отстаивают свой патент на изобретение валенка. В разных регионах России валенки называли по-разному: в Нижнем Новгороде – «чесанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской областях – «валенцами», в Сибири – «пимами». Название зависело еще и от шерсти: валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» и «выходками», а из овечьей – «катанками».   А ещё, родиной валенок считается Семёновский уезд Нижегородской губернии. Поначалу валенки делали так: сначала – низкие валяные коты, и к ним пришивали голенища. Но затем их стали изготавливать целиком, на колодке. Высокие валенки с голенищами появились не раньше начала XIX в. В разных местах существовали, так сказать, свои традиции на сей счёт. И называли эту обувь тоже по-разному: катанками, чесанками, выходками. В старину валяние валенок было трудоёмким процессом, требующим не только хороших навыков, но и недюжинных физических усилий. Валяли их из овечьей шерсти –  коричневой, серой или белой. Прежде всего, шерсть нужно было сбить и разложить на столе. Дальше происходила «закладка валенка»: шерсть сравнивалась рубелем и укатывалась, обозначались пятка и носок. Основу наматывали на специальную скалку и катали по столу, почти как тесто. После нескольких часов она превращалась в войлок. Заготовку застирывали в бане тёплой водой из котла, проверяли толщину валенка, добавляли кипятка. Следующий этап: катание с помощью дротиков –  четырёхгранных веретён. Так прокатывали нос, подошву, пятку, голенище. Тогда же добавлялась кислота или медный купорос. И снова катание, теперь уже деревянным рубелем. Потом заготовку натягивали на колодку и обстукивали деревянными молотками. И наконец –  высушивание в устье печи. После чего белые валенки натирали пемзой или мелом. В Среднем Поволжье, где преобладали мордовские, чувашские и марийские традиции украшения одежды, в праздник надевали писаные валенки. На белый валенок наносился красный рисунок. Такие валенки именовали кукморскими – от названия села Кукмор Казанской губернии, в котором предприимчивыми братьями Комаровыми в 1867 г. была основана валяльная фабрика. У кукморских валенок голенища вышивались. А у поволжских татар валенки были розовыми. Центром валяльно-катального производства становится Ярославская губерния. Там разводили особо ценных овец романовской породы. Их шерсть годилась для самых высококачественных валенок. Производства эти были сосредоточены в основном за Волгой. В 1903 г. купец Кашин основал на левом берегу Волги в Тверицах сапоговаляльный завод. У него уже работали щипальная и чесальная машины с паровым двигателем. На Руси валенки носили только зажиточные крестьяне, потому как стоили они довольно дорого. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Получить такой подарок — считалось удачей. Тот, у кого были валенки, среди девушек считался завидным женихом. Кустарей валяльного мастерства было немного, а технологию производства катанок держали в секрете, передавая из поколения в поколение. Поэтому и относились к ней с трепетом: войдя в новый дом, хозяин ставил валенки на почетное место возле печи. А незамужняя девушка, чтобы обратить внимание любимого парня кидала свой валенок к нему во двор – засылай, мол, сватов. Не пренебрегали валенками и царские особы. Известно, что Петр I считал валенки эффективным средством в лечении радикулита и похмелья. Зимой после бани и купания в проруби он требовал горящих щей и валенки. Именно во время его правления пимокатное производство в России приобрело широкое распространение. Екатерина Великая имела первые пимы, которая она носила под кринолиновым платьем на свои больных ногах. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой черной шерсти. А российская императрица Анна Иоановна разрешала надевать валенки придворным дамам к парадному платью. А вот позднее люди известные, дерзавшие на публике появиться в столь эпатажной обуви, вызывали массу кривотолков. Зимой 1912 года Сергей Есенин приехал в Петербург. Когда он впервые появился в светском салоне, то получил весьма холодный прием. Крестьянский самородок, восхищавший Москву не только стихами, но и всем своим народным колоритом, был публично осмеян поэтессой Зинаидой Гиппиус. Очевидцы так описывают скандальный эпизод: "На одном из чопорных приемов, Гиппиус, изысканно наставив лорнет на валенки Есенина, громко одобрила их, с воодушевлением сказав: "Какие на вас интересные гетры!". Все присутствующие покатились со смеху". Позднее Есенин рассказывал: "Очень мне обидно стало тогда... Ведь я был доверчив, наивен..." Как живописуют ситуацию современники, в сыром и промозглом Петербурге Есенин регулярно ходил в валенках с галошами. Вот почему известная своими экстравагантными нарядами горожанка Гиппиус и назвала валенки не сапогами, как именовали всякую мужскую обувь, а гетрами. (В ту пору гетры представляли собой узкие голенища из сукна, фетра или кожи, и их верхняя часть обычно не была видна из-под штанов.) Гетры воспринимали исключительно как интимную часть туалета. Поэтому язвительное замечание важной петербургской дамы действительно было обидным, если не постыдным для Есенина. С уважением к произведениям народного промысла относились и многие видные политики новейшего времени. Валенками спасался в сибирской ссылке Сталин, в валенках прошло детство Никиты Хрущева. Индивидуальные заказы на изготовление валенок для высокопоставленных чиновников постоянно поступают российским производителям валяной обуви, правда, имена заказчиков здесь корректно держат в тайне. Неоценима заслуга валенок в военное время. Зимой наших солдат одевали только в валенки. Говорят, дефицитом войлочных изделий было обусловлено поражение в финской войне. Зато Наполеона и Гитлера победили мы благодаря достаточному количеству теплой обувки. Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, снаряжение экспедиций на Северный и Южный полюсы. Среди постоянных "носителей" валенок - подразделения МО, МВД, МЧС, ГТК, ФПС РФ, а также охранные структуры, рыболовные и охотничьи хозяйства. Источник: valenok.ru #промысел#палата_народных_промыслов_и_ремесел
    2 комментария
    7 классов
    Следующий участник фестиваля: Киселев Геннадий Иванович. Геннадий Иванович приехал к нам на фестиваль  из деревни Санино Владимирской области Петушинского района. По образованию он юрист, а с 2019 года увлеченно работает  с глиной. Делает традиционную гончарную керамику. Мы всегда рады видеть Геннадия Ивановича на нашем фестивале! Желаем ему творческих успехов!
    1 комментарий
    9 классов
    Следующий участник фестиваля: Исаев Сергей Владимирович. Сергей Владимирович родился в городе Егорьевск Московской области. В 1988 году закончил Гжельский Художественно-Промышленый Техникум. С 1989г. работал в П. О. «Гжель» скульптором модельщиком, художником С 1993. работал  в ПК. «Галактика». С 1997-свободный художник. Участник: Всероссийских, Республиканских, Региональных, персональных выставок. Член союза художников России с 2000 года. Мы всегда рады видеть Сергея Владимировича на нашем фестивале! Желаем ему творческих успехов!
    1 комментарий
    6 классов
    Следующий участник фестиваля: Чекнева Наталья Васильевна. Наталья Васильевна живет в деревне Трошково Раменского района.  С керамикой знакома с раннего детства и вопрос о выборе профессии никогда не стоял. В 1986 г. окончила отделение декоративно – прикладного искусства и  народных промыслов Гжельского художественно – промышленного техникума.  Получила специальность « художник – мастер по росписи керамики».  С 1987г  начала свой трудовой и творческий путь  живописцем, мастером –  художником  худ.  лаборатории  на  ГЭКЗ ( Гжельский экспериментальный керамический завод) . В 1995г – назначена  на  должность  главного  художника  ЗАО ГЭКЗ. Отработала 16 лет . За  годы работы приобрела бесценный  опыт работы с керамикой. Творческие работы Натальи Васильевны  были представлены на многих выставках , приобретены  музеями. В 1996г награждена медалью Лауреат ВВЦ. С большим удовольствием  расписывает керамические панно, изразцы для каминов и печей. С 2011 г по 2016 г – я  работала в Гжельской  средней школе, обучала детей искусству керамики. В керамическом деле Наталья Васильевна уже 40 лет. Является членом союза художников России. В настоящее время  работает над  созданием  своей мастерской. Мы всегда рады видеть Наталью Васильевну на нашем фестивале! Желаем ей творческих успехов!
    2 комментария
    17 классов
    Продолжаем рассказ об участниках Чемпионата гончаров. Сергеев Алексей Сергеевич Проживает в г.Королев Московской области, имеет два высших образования, занимается научной деятельностью. Состоит в  Творческом Союзе Гончаров. Работает в технике народной керамики, тонкостенной чернолощеной керамики. Участник фестивалей: Синница, в Италии, г. Фаенца, во Франции, Argilla, в Китае г. Цзиндечжень. Мы всегда рады видеть на нашем фестивале Алексея! Желаем ему творческих и научных успехов!
    1 комментарий
    4 класса
    🍃Участник фестиваля "СИННИЦА 202" -мастер художник керамист Нартов Сергей Андреевич с супругой Наталией Александровной Суворовой-Нартовой. 🍃Сергей Андреевич более 30 лет своей жизни занимается ручной лепкой из глины художественной керамической миниатюры (фигурки животных, людей и сказочных персонажей). Сам мастер родом из г. Москвы, однако, новую силу и вдохновение его творчество обрело в 2011 году на Уральской земле в г. Екатеринбурге, после встречи с супругой Наталией Александровной, тогда же окончательно сформировался авторский стиль мастера и обозначилось имя для всех его последующих работ: Нартовская коллекционная сувенирная игрушка. 🍃Уникальный стиль мастера, выражающий доброту, радость, искренность и душевность, отражен в каждом его творении. Все работы отличаются тщательностью обработки и вниманием к деталям. 🍃Самобытная авторская роспись делает произведения мастера особенно живыми и всегда узнаваемыми. Особенно запоминаются яркие, выразительные глаза персонажей, написанные оригинальным авторским способом. Коллекция выполнена исключительно способом ручной лепки, прошла высокотемпературный обжиг. Ни одна работа в точности не повторяется! Каждая работа имеет оригинальное авторское клеймо. Работы мастера можно встретить в экспозиции у коллекционеров России от Находки до Калиниграда, так и в ближнем и дальнем зарубежье. 🍃28-29  августа вы увидите Сергей Андреевича  и его  работы на Площадке:  "Ярмарка керамики и изделий народных художественных промыслов"
    1 комментарий
    8 классов
    ❄❄❄ Шуйская керамика, представленная на международной выставке-ярмарке "Ладья. Зимняя сказка-2016" #промысел #палата_народных_промыслов_и_ремесел
    1 комментарий
    2 класса
    🍃Участник  фестиваля "СИННИЦА- 2021" -Варвара Николаевна Алексеева 🍃Варвара Николаевна окончила профессиональное художественное училище №303 по специальности: Художник декоративной росписи по металлу;  Московский Государственный Университет Культуры и Искусств факультет Художественной керамики. 🍃Окончил  строительный факультет  Всесоюзного  заочного института инженеров железнодорожного транспорта 🍃  Участник  фестивалей:   «Живая глина», «Ладья», «Золотые руки мастеров, «Московский фестиваль ремесел»  Instagram    warwaraalexeeva 28-29 августа вы увидите Варвару Николаевну и ее работы на Площадке:  "Ярмарка керамики и изделий народных художественных промыслов"
    1 комментарий
    0 классов
    ❄ Русская матрешка, история появления промысла, стиль росписи ❄ Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера. ❄ Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол. ❄ Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют: - загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов; - мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков; - семеновский стиль со строгой симметричной росписью; - полховскую с обязательным изображением цветка шиповника; - вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую. #промысел #палата_народных_промыслов_и_ремесел
    1 комментарий
    9 классов
    Гжельское такси "ЛИДЕР" http://vk.com/lider_gzhel
    1 комментарий
    0 классов
Наши дорогие женщины, девушки, прекрасные леди!  Поздравляем вас  с этим прекрасным праздником — Международным женским днем 8 Марта!   Улыбка женщины — это счастье, это символ любви и награда для каждого мужчины.  Уважаемые коллеги, с праздником вас! Улыбайтесь чаще, согревайте этот мир теплом и любовью, озаряйте его своей красотой.  Пусть в вашей жизни всегда цветут самые прекрасные сады, в душе живет весна и мир будет полон ярких эмоций и впечатлений.  Будьте счастливы и любимы! Обращаем ваше внимание, что офис, розничный магазин и склад: 8,9,10 марта – выходные дни, 11 марта работаем в обычном режиме с 8:00 до 17:00
Дорогие друзья, коллеги, партнеры! Поздравляем вас  с Днем  защитника Отечества! Желаем вам удачи и побед в делах, а в вашем  доме - мира  и благополучия! И еще желаем оптимизм и бодрости, чтобы всегда идти только вперед- к новым проектам и новым свершениям! Обращаем ваше внимание, что офис, розничный магазин и склад: 23,24,25 февраля – выходные дни, 26 февраля работаем в обычном режиме с 8:00 до 17:00
Уважаемые партнеры, коллеги, друзья! Коллектив группы компаний «КЕРАМИКА ГЖЕЛИ»   от души поздравляет вас  с Новым годом и Рождеством! Пусть 2024 год принесет достаток в ваши дома и счастье в ваши семьи! Пусть дела успешно идут в гору, а удача никогда не отворачивается от вас! Мира вам, процветания и благополучия! 🚩 Обращаем ваше внимание, что офис, розничный магазин и склад работают: 29 декабря  с 8.00 до 12.00 с  З0 декабря  по  8 января – выходные дни, с 9 января работаем в обычном режиме  с 8.00 до 17.00
Следующий участник фестиваля: Общественное объединение многодетных мастериц МАСТЕРМАМА Московская область, Истринский район, деревня Кострово. Сербская мастер- керамист Катица Лишка Мастерица славянской куклы Михайлова Любовь Викторовна Вязаные вещи- Руководитель группы Коновалова Лана Михайловна Мы всегда рады видеть  Общественное объединение многодетных мастериц МАСТЕРМАМА на нашем фестивале! Желаем им творческих успехов!
Следующий участник фестиваля: Народный коллектив «Студия декоративно-прикладного искусства «Рукодельница»  под руководством художника-руководитель Куксеновой Ольги Сергеевны. Коллектив студии приехал к нам на фестиваль из городского округа Подольск. Коллектив студии -  лауреаты Международных, Всероссийских, Областных фестивалей-конкурсов, учредители выставки декоративно-прикладного искусства «Для Вас, с добрым сердцем», проходящей  в рамках реализации Регионального проекта  Губернатора Московской области А. Воробьева «Активное долголетие», при поддержке Комитета по культуре и туризму Администрации Г.о. Подольск. Направления работы коллектива художников:  Смешанная техника (объемные фрагмент
Следующий участник фестиваля: Студия Ирины Киселевой. Киселева Ирина Витальевна. Живет и работает Ирина в деревне Ивановка городской округ Воскресенск. Она член ТСХР по г. Москве. Станковая живопись. Ирина работает в стиле Лэмпворк, изготовление украшений из натуральных камней и стекла. Ирина принимала участие в таких фестивалях как:  Ладья, Формула рукоделия, Дуняша, Ювелирный вернисаж, Симфония самоцветов. Мы всегда рады видеть Ирину  на нашем фестивале! Желаем ей творческих успехов!
Следующий участник фестиваля: Творческая мастерская «СОЛНЦЕ» Миронова Жанна Сергеевна и Василиян Александр Александрович. Александр и Жанна  приехали к нам на фестиваль из села Суромна Владимирской области Суздальского района. Посмотрите какую солнечную  красоту они привезли! Мы всегда рады видеть Жанну и Александра  на нашем фестивале! Желаем им творческих успехов!
Показать ещё