Казалось бы, человек видит, движущийся автомобиль, значит, там он и есть. Это не так — он вижу то место, где был автомобиль доли секунды назад! Передача и обработка информации идёт извилистыми путями — это долгая электрохимическая реакция! Сначала импульсы по глазным нервам попадают в продолговатый мозг (скорость передачи импульса нейронами порядка 50 м/с), оттуда — в затылочные доли, где проходит основная обработка. К тому же, человек «видит» шаблонами. Это означает, что на знакомые вещи он реагирует быстро, а на незнакомые — скорость реакции резко падает. Когда человек не понял, что он увидел и с чем имеет дело, подключается интеллект, запускается процесс анализа и принятия решения, что ещё сильнее снижает скорость реакции. И даже в этом случае далеко не факт, что человек отреагирует адекватно — страх от увиденного и понятого (или непонятого) его попросту может вогнать в ступор, и тогда ....
Но если работают приобретённые сложные рефлексы, скорость обработки очень высока. Времязатраты сокращаются буквально на порядок. Допустим, водитель обнаружил нечто ( увидел препятствие перед носом, почувствовал увод автомобиля в сторону). Зафиксированное совпало с вложенными в «оперативную память» шаблонами. В этом случае он действует согласно привычному сценарию, принимает отработанное ранее решение и рефлекторно выполняет то, что от него требуется.
Однако как бы хорошо водитель не был натренирован, на восприятие, принятие решения и выполнение действий нужно время... Плюс, автомобиль по определению не способен мгновенно реагировать на управляющие действия — инерция тем выше, чем выше скорость, плюс, перекладка зазоров, шины и силовые элементы кузова при повороте руля деформируются... При торможении, чтобы в тормозной системе выросло давление до нужного уровня, тоже нужно время!
К чему я? К тому, что человек, когда двигается по дороге, — всегда опаздывает. И чем выше скорость — тем больше опоздание, при этом зона визуального контроля все меньше! Следовательно, с повышением скорости автомобиля нужно начинать работать всё с большим и большим опережением, смотреть дальше и увеличивать дистанцию для ситуацинного реагирования на внезапные препятствия, прогнозировать возможные неблагоприятные обстоятельства задолго до той зоны, после которой любые действия уже бесполезны, а может быть даже более опасны, чем их отсутствие.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев