Духовные христиане не признают рукотворных храмов, образов, не изображают крест и не поклоняются ему, не творят крестного знамения при молитве, не поклоняются мощам святых. Учение духовных христиан провозглашало равенство всех людей, объявляло войну и военную службу богопротивными действиями, призывало признавать только те повеления властей, которые не противны Божественным законам.Существуют различные версии происхождения названия Молокане. Наиболее правдоподобным, вероятно, всё же является самоназвание, происходящее от того, что молокане своё учение называют молоком духовным.Более-менее правдоподобной может быть версия о том, что молокан так назвали православные за то, что молокане в пост пили молоко, что православным запрещалось. Имеется версия, что молокан так назвали в царских канцеляриях, чтобы отличать их от других духовных христиан - духоборов.При Екатерине II молокан вместе с духоборами стали массово высылать в южные окраины, в основном в Таврическую и Бессарабскую губернии. Ведя здоровый образ жизни, молокане на новых ранее не обжитых местах через короткое время создали благоустроенные хозяйства и стали жить зажиточно. Слухи об этом распространились в центральных регионах России, что способствовало появлению новых сторонников молоканского движения.При царе Александре I в 1805 году молоканам была предоставлена свобода вероисповедания. В центральных регионах России молоканское движение начало возрождаться и приобретать массовый характер. Власть и Синод забеспокоились. При царе Николае I началось изгнание молокан в дальние окраины, больше в Закавказье.Выселение молокан, как и духоборов, и иных сектантов, в Закавказье преследовало двоякую цель: удаление из центральных губерний инакомыслящих и внедрение русской культуры в присоединённых к России Закавказских провинциях. Выселение молокан в Закавказье началось в 30-ых годах 19 века.Переселение в ЗакавказьеНасильственно переселённые в Закавказье молоканские общины сумели наладить добрососедские отношения с местным населением и за короткое время создать процветающие многоотраслевые хозяйства. За несколько поколений они стали практически местным населением.По свидетельству газеты «Кавказ» за 1850 год появление русских переселенцев способствовало благоустройству края. «Города перестали нуждаться в плотниках, пильщиках, печниках, косцах, извозчиках, в особенности на почтовых станциях, из которых многие ими содержатся по Шемахинской губернии; с тех пор европейские постройки стали являться даже по деревням, устроились большие мельницы, явилась везде крупчатая мука, гречиха, овес и огородные овощи».Первые молоканские переселенцы в Азербайджане появились в 1834 году. Они основали село Алты-Агач в горной долине реки Ата-чай, поросшей густым непроходимым лесом. В первое время им пришлось жить в наскоро построенных шалашах. С 1834 по 1839 год в Алты-Агаче поселились 1681 человек. Переселенцы прибыли из Саратовской, Тамбовской, Оренбургской, Владимирской, Таврической и Бессарабской губерний. Всего поселилось 310 семей.С 1840 по 1849 год вблизи от Баку возникли молоканские сёла Хильмилли, Маразы, Чухур-Юрт, Джабаны, Астраханка, Ивановка. Молоканские сёла появились также на Мугани, в Ленкоранском и Кубинском уездах.В книге Юницкого А. Гнезда сектанства на Кавказе приводятся следующие данные:Так село Привольное Ленкоранского уезда появилось в 1839 году; села: Пришиб и НиколаевкаЛенкоранского уезда в 1840 г.; села Новоголка и Астраханка Ленкоранского уезда – в 1845 г.;Андреевка – в 1847 г. В тоже время, говорит автор, водворены молоканские поселения в Шемахинском и Геокчайском уездах.При этом из дел Бакинского управления государственными имуществами и Бакинского губернского правления мы узнаем, что первые поселенцы из молокан в Шемахинском уезде были водворены в селе Алты Агач в 1835 г.Потом образовались другие молоканские села: Хельмили, Астраханка,Марьевка, Джебаны,Чухурт Юрт, Маразы и др.В Геокчайском уезде мы находим следующие села с сектанским населением: Кюлюли, Ивановкуи Карамарвян.В Джеватском уезде молоканские села: Новая Ивановка и Колюбакино; в Кубинском уезде –Владимировка.
Согласно "Списков населенных мест Бакинской губернии за 1870 год"Первое начало водворения русских поселян в Закавказском крае сделано было с 1834 года.В Ленкоранском уездедер. Вель – старообрядцы – поселена в 1838 годуПривольное – иудействующие - в 1839 годуПришиб и Николаевка – в 1840 г.Новоголка (Новогольское) и Астраханка - в 1845 г.Андреевка – в 1847 г.Православное - в 1867 г.В тоже самое время водворены молоканские поселения в Шемахинском и нынешнем Гёкчайском уездах.В Джевадском уезде в 1867 годуМихайловкаИвановкабезымянное поселение на р. АкушеКубинском уезде в 1868 годудер. Зурабовка в устье рч. Кусар- и Дели-чай (29 семейств православных).
С самого начала поселения молокане из близлежащих сёл стали посещать город Баку, где сбывали свою сельскохозяйственную продукцию, покупали мануфактуру, предметы домашнего обихода. В зимнее время, свободное от полевых работ, некоторые мужчины занимались извозом. На своих огромных фургонах, запряжённых лошадьми, они занимались перевозкой грузов по городу и на большие расстояния, вплоть до Тифлиса и Батуми. Некоторые девушки из молоканских семей устраивались на работу в богатые дома горничными. Их целью было справить себе к свадьбе хорошее приданое.Для проживания в городе сельские общины строили т.н. постоялые дворы. Они представляли собой что-то вроде гостиниц, где любой односельчанин мог на время остановиться и проживать, а также разместить свои груз и подводу с быками или лошадьми. Содержались постоялые дворы за счёт сельской общины. Случалось так, что некоторые семьи находили себе в городе выгодную работу и обосновывались на постоянное местожительство. Так в городе постепенно стали поселяться молоканские семьи из близлежащих сёл,в основном из Шемахинского уезда.В начале 19-го века Баку был небольшим провинциальным городом с населением около 4.6 тыс. человек, в конце – около 112 тыс. Центр города находился в районе Крепости (Ичери Шехер).Оседавшие в городе молоканские семьи поселялись на окраине, где строили себе дома и подсобные помещения. Так уже в 50-60-ых годах 19 века в Баку возникла Молоканская слобода, разместившаяся в удалении от Крепостных стен. В центре слободы в 1870 году был посажен сад, получивший название Молоканского сада. В пределах слободы размещались жилые дома, лавки, извозные дворы, конюшни, бондарные мастерские.В связи с развитием в Баку в 60-70-ых годах добычи нефти возникла необходимость в транспортировке нефтепродуктов на большие расстояния. Для транспортировки требовалось много тары. Транспортировка в бурдюках не оправдывала себя, возникла большая потребность в бочках.В это время молокане в слободе наладили массовое изготовление деревянных бочек. Для изготовления бочек требовалось вымачивать деревянные детали. Поэтому перед многими лавками (мастерскими) рылись большие ямы, заполняемые водой. Так как эта вода длительное время не заменялась, возникала угроза размножения комаров и распространения малярийных заболеваний.Молоканская слободаК этому времени город разрастался, вокруг Молоканской слободы появились высокие дома, а Молоканский сад стал местом прогулок горожан. Молоканская слобода со своими бондарными мастерскими уже была не на окраине, а оказалась почти в центре развивающегося города. Поэтому в 1872 году распоряжением бакинского губернатора В.Позена Молоканская слобода была перенесена на окраину города, в район Завокзальных улиц. Эту часть города до последнего времени горожане называли Молоканкой. А бондарные мастерские перенесли на улицу, получившую название Бондарной, в советское время переименованной в улицу Димитрова.На месте Молоканской слободы постепенно были возведены высокие здания, сохранившиеся до настоящего времени, а Молоканский сад был благоустроен и стал излюбленным местом отдыха бакинцев. В Молоканском саду были посажены различные деревья, богатый молокан Кощеев за свой счёт провёл в сад воду и создал первый в Баку городской фонтан.Одним из зданий у Молоканского сада было Молоканское собрание. Это здание сохранилось до настоящего времени. Одна из улиц в районе бывшей слободы называлась Молоканской. При советской власти она стала называться улицей 9 января, а затем переименована в улицу Хагани.На этой улице был открыт театр Микадо, в преобразованном здании которого в советское время разместился Русский драматический театр имени Самеда Вургуна.Молоканский сад также был переименован в Мариинский, в советское время в сад им. Ашума Алиева, а затем - в сад 9января, а в 1991 году в сад Хагани. Несмотря на переименования, бакинские старожилы продолжают его называть Молоканским садом.
Комментарии 10