В уютном кабинете проректора Краснодарского госуниверситета культуры и искусств, народного артиста России, профессора, руководителя оркестра «Виртуозы Кубани», Анатолия Яковлевича Винокура, все располагает к разговору о творчестве, поисках истинного в искусстве. И благодатной темой, объединившей наши интересы, невольно стала музыкальная деятельность, незаурядная личность, творческая взыскательность нашего земляка Григория Федоровича Пономаренко.
- Не могу сказать, что с Григорием Федоровичем мы были друзьями, нет… Однако, несмотря на возрастной барьер, нас многое сближало, мы часто встречались, разумеется, обсуждали новинки, он делился мыслями об искусстве, своими замыслами, своеобразными творческими находками. Сразу оговорюсь, круг нашего общения не сводился только к музыке, или общей работе, говорили мы, обо всем: и о животных, автомобилях, женщинах и даже о тайнах Вселенной!.. Ведь Григорий Федорович был незаурядным и, что самое главное, не равнодушным по жизни человеком, его интересовало все.
- Угощая меня душистым зеленым чаем, восторженно продолжает Анатолий Яковлевич, сам теперь известный дирижер. Мало кто знает, что Анатолий Яковлевич почти 20 лет назад из горстки музыкантов – народников, преодолевая всяческие препоны, создал высокопрофессиональный оркестр народных инструментов, ставший ныне своего рода музыкальным брэндом Кубани. Заметно, что воспоминания о русском композиторе Пономаренко, взволновали моего собеседника, взгляд Анатолия Яковлевича становится теплым, искристым.
- Несомненно, он был начитанным человеком, любил книгу, особенно русскую классику и часто в кругу друзей вдохновенно читал стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина… – Да, я свидетель тому. Григорий Федорович прекрасно знал поэзию, представьте, сам сочинял хорошие стихи, обожал животных, природу. Он любил ходить на рынок, торговался, выбирая рыбу, расспрашивал рыбаков об уловах и проявлял при этом отменные знания. Дома великолепно управлялся на кухне, готовил рыбу по – своему рецепту, вкусно, пальчики оближешь! К этому таинству он не подпускал даже прекрасную кулинарку свою жену Веру Ивановну. Да, Григорий Федорович знал в этом толк, ведь родом –то Пономаренко с Волги! А темы музыки, песенного творчества, сами собой всегда возникали в общении с гостями
С Анатолием Яковлевичем мы дружно согласились, что в Григории Федоровиче абсолютно отсутствовала звездная болезнь, или хоть какой-либо снобизм. Конечно, Пономаренко был человек, и все человеческое ему было не чуждо. Вроде бы всегда доступный, корректный, уважительный к людям, не лишенный чувства юмора, ласковый нежный к жене, справедливый, чуточку сентиментальный, Григорий Федорович иногда бывал, мягко говоря, и излишне эмоциональным. Ложь и фальшь в музыке, приспособленчество, формализм и не только, возмущали композитора, и тогда он мог сказать все, не взирая, на лица! А когда со сцены звучали его песни, Пономаренко обязательно находился за кулисами и с волнением сопереживал артистам. Очевидцы утверждают, что в такие моменты композитор, мыслями, чувствами невидимо находился рядом с исполнителями, помогая им донести до слушателя свои задушевные, поистине ставшие народными песни .
Слушая собеседника, лауреата госпремии правительства РФ, я вспомнила тот знаменитый концерт, состоявшийся на сороковой день после ухода из жизни Григория Федоровича. Тогда мне казалось, что сам воздух переполненного огромного зала был пропитан кристально чистой грустью и удивительно светлой скорбью. Словно птица необыкновенной судьбы коснулась зала печальным крылом благодарения. Меня не покидало ощущение, что Григорий Федорович где –то здесь! А когда, под шквал аплодисментов, не скрывая слез, на сцену вышел Иосиф Кобзон и вместе с оркестром «Виртуозы Кубани» Анатолия Винокура, который тоже не таил печальных слез, как, впрочем, и все оркестранты, так запел, что у меня от волнения перехватило дыхание и я помню, как огромный зал замер… Это было такое гениальное сотворчество, духовное единение, где не могла не присутствовать душа Григория Федоровича! Я уверена, звучанием своей проникновенной музыки, композитор прощался с нами, со своими слушателями…
- Так он на самом деле всегда вместе с нами! – внимательно выслушав меня, восклицает Анатолий Яковлевич и задумчиво добавляет: – это вам подтвердят и все музыканты нашего оркестра. Мы тогда после концерта говорили об этом друг другу.
Да простите меня столичные и местные певцы, вполне достойно представляющие песни Григория Федоровича в нашей стране, но так как чувствует и исполняет песни Пономаренко Иосиф Давыдович, этого сделать не может никто! Он поет сердцем большого и верного друга!
- Потому что свои песни Григорий Федорович писал конкретному адресату, - восклицает Анатолий Яковлевич, - а что касается циклов на стихи Блока и Есенина, то они сочинялись «на Кобзона» и это получилось гениальное чудо! Ведь там есть все, что только дано испытать человеку на протяжении жизни - и любовь к Родине, женщине, радость встречи, боль утраты, разлуки… Я помню, как мы исполняли одно из величайших его творений на стихи Блока «Русь моя» вместе с Кубанским казачьим хором. Григорий Федорович, как всегда, находился за сценой, я подошел к нему после выступления и увидел, на его щекам крупные мужские слезы… Он их не стеснялся, это были слезы радости. Ведь Пономаренко по своей сути, не только в песнях, но и в поступках, мыслях был патриот России, преданно любящий Родину, которую в свое время защищал и с винтовкой, и с баяном. Надо заметить, при жизни Григорий Федорович совершенно не был обласкан властью, более того, имел много проблем, ибо его позиция – не прислуживать. Служить бы рад, прислуживаться тошно… Как –то на гастролях в Германии, мы исполняли на стихи Блока «Благославляю все, что было». Глубина музыки своей образностью буквально потрясла немцев, и это я прекрасно ощутил своей «видящей и слышащей» спиной. Я же дирижер! Слушали немцы, затаив дыхание, а затем, встав, бисировали и долго не отпускали нас со сцены. Это незабываемо.Анатолий Яковлевич на редкость сам интересный, общительный человек, отлично знающий современную музыку, произведения лучших ее представителей.
Рассуждая о природе творчества, мы сошлись во мнении, что внутренний мир Пономаренко был закрыт для окружающих. В этот свой мир он допускал лишь жену Веру Ивановну, талантливую исполнительницу его песен, хранительницу музыкального, композиторского наследия. К каждому концерту, посвященному памяти Григория Федоровича, Вера Ивановна всегда приносит никому неизвестную, никогда ранее нигде не озвученную песню композитора и взволнованно произносит: «Буду петь!» И всякий раз это шедевр, обретающий долгую и благодарную жизнь в городах и селах страны.
- Анатолий Яковлевич, для меня загадка, как Григорий Федорович пришел к написанию духовной музыки? И ведь создал прекрасные произведения!
- А вы разве не ощущаете, что все песни композитора Пономаренко, так или иначе, пронизаны духовностью? Именно через них он шел долгим тернистым путем к церковной музыке, к своей «Всенощной», кстати, на мой взгляд, её великолепное переложение сделано Владимиром Магдалицем и она зазвучала в исполнении академического хора под руководством народного артиста России, профессора Вячеслава Яковлева. Сегодня, - говорит Анатолий Яковлевич, - скорбь и боль утраты великого русского композитора притупилась,но осталась светлая память о композиторе Пономаренко. Его волшебная, чарующая музыка будет жить долго, эта нетленная музыка будет звучать со сцены, в людских семейных застольях вечно, потому что она наша родная, понятная и очень близкая, всем нам очень нужная, музыка. На каждый день нашей жизни. Лично я, для памяти Григория Федоровича, готов сделать все!..
Так думает и говорит не только народный артист России, руководитель прославленного оркестра «Виртуозы Кубани» профессор Винокур, в репертуаре которого главное место занимает музыка Пономаренко. И он в этом не одинок. Я убедилась в своих поездках по нашему краю, по нашей стране и за рубежом, что так думают и говорят многомиллионные и разноязычные почитатели великого русского композитора.
Нет комментариев