И. Чайковского" - Георгия Ефимовича Давыдова
На 184-летие П.И. Чайковского
"ПИЧ нормально общался и взаимодействовал с людьми во всех сообществах, в которых он жил, работал и отдыхал. В родительской семье, в семьях своих братьев Николая, Ипполита, Анатолия и сестры, Александры, в Училище правоведения, в Консерваториях Петербурга и Москвы, с администрациями театров, концертными импресарио, со «спонсорами», с высочайшими особами, с простолюдинами. Короче говоря, - везде и со всеми по жизни. Он сам иной раз с удивлением задавался вопросом, почему мне так интересна жизнь окружающих людей?
Как минимум последние 5 – 10 лет своей жизни ПИЧ вел обширную общественную работу по линии ИРМО , участвовал в благотворительных проектах (в Майданове помогал открыть школу для детей; по Клинскому уезду действительный статский советник П.И. Чайковский вполне официально, хотя и «за бесплатно», занимался развитием народного просвещения).
В период работы в Московской консерватории Чайковский внимательно и творчески вел свою профессорскую нагрузку, воспитав, в т. ч. крупного музыканта – композитора и исполнителя, будущего ректора Московской консерватории, - С.И. Танеева, с которым они продолжали сотрудничать до самой смерти ПИЧа. А скольким музыкантам, которые нуждались в его советах и поддержке, ПИЧ помог в их профессиональном становлении!
Об отношениях к близким родственникам ПИЧа по линии Александры Ильиничны Давыдовой (ур. Чайковской) можно много не писать, так как о заботах ПИЧа по отношению к детям сестры хорошо известно. Мы в нашей семье помним, в частности, что именно Петр Ильич активно способ-ствовал усыновлению семьей его старшего брата, Николая Ильича, Жоржа, сына племянницы ПИЧа, безвременно погибшей Татьяны Львовны Давыдовой.
К сожалению, некоторые современные литераторы и публицисты стараются убедить публику в том, что ПИЧ был слабонервным неврастеником. Однако факты его жизни и его собственные мысли опровергают эти суждения. Сам ПИЧ на эту тему высказывался вполне определенно:
«Я обладаю над собой железной волей и, когда нет особой охоты к занятиям, то всегда умею заставить себя превозмочь нерасположение и увлечься»;
«Труд - ни с чем не сравнимое для меня благо»;
«Я буквально не могу жить, не работая»;
«Единственное спасение в душевном горе - это работа»;
«... вдохновения нельзя ожидать. Да и одного его недостаточно: нужен прежде всего труд, труд и труд. Помните, что даже человек, одарённый печатью гения, ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться. И чем больше человеку дано, тем больше он должен трудиться»;
«... вдохновение рождается только из труда и во время труда»;
«Вдохновение – это гостья, которая не любит посещать ленивых».
Благодаря хорошему воспитанию, ПИЧ сызмальства усвоил неукоснительное соблюдение определенных жизненных правил и личной дисциплины. В определенное время поднимался, в определенное время работал, в определенное время писал письма, в определенное время ел, гулял, принимал посетителей, читал, отдыхал. Он не смог бы за свою недолгую жизнь сочинить более 300 произведений почти во всех музыкальных жанрах, он не смог бы вести обширнейшую переписку с множеством людей, он не мог бы непосредственно заниматься подготовкой спектаклей на свою музыку, репетициями оркестров, обсуждением и организацией мероприятий по линии ИРМО, выполнять общественные «нагрузки», если бы он позволял себе проявлять свои слабости, лениться, начинать себя жалеть и т.п. Поистине это был человек с железной волей, как он о себе и высказывался, не страдающий неврастенией и психопатией.
Он искренно почитал скромность добродетелью, но при этом хорошо знал себе цену и как музыканту – профессионалу, и как творцу:
«Мне кажется, что я действительно одарён свойством правдиво, искренно и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводит текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек».
«Моя вера в справедливый суд будущего непоколебима. Я заранее, при жизни, вкушаю уже наслаждение тою долею славы, которую уделит мне история русского искусства».
И когда он был начинающим, и когда он стал еще при жизни вели-ким, ПИЧ постоянно повышал планку требований к себе, и редко был до-волен результатами своей работы: «Жалеть о прошлом, никогда не быть довольным настоящим, и надеяться на будущее» - в этом природа его творческих терзаний, и – одновременно, – природа создания им своих гениальных произведений.
ПИЧ писал «всемирную» музыку, брался за самые разные сюжеты не только русского, но и иностранного происхождения. Но при этом он напи-сал четыре оперы на исторические русские темы («Опричник», «Чародей-ка», «Черевички» и «Мазепа») и еще две - на актуальные для тогдашней России пушкинские сюжеты («Евгений Онегин», «Пиковая дама»). Особого упоминания заслуживает его увертюра «1812 год», в которой мы все слышим распев молитвы Животворящему кресту Господню: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христиа-нам на супротивные даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство», который в наше время звучит в качестве позывных радиостанции «Радо-неж». Хорошо известны и духовные сочинения ПИЧ, в частности хоры к Литургии св. Иоанна Златоуста.
Необходимо подчеркнуть глубокую и искреннюю любовь ПИЧа к своей, то есть к нашей, родине, - России, - его подлинный патриотизм. Вот его свидетельство: «... я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях. Одним словом, я русский человек в полнейшем смысле этого слова. Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи». С этими чувствами Петр Иль-ич отправлялся и в свои гастрольные поездки: «Если я могу содействовать распространению славы русской музыки, не прямой ли мой долг бросить всё, и спешить туда, где я могу быть для своего искусства и своей страны?».
В один из самых трудных для него периодов жизни П.И. Чайковский написал в письме к сестре, А.И. Давыдовой, свои знаменитые слова: «Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой до-ли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать».
Интересоваться судьбой ПИЧа, его творчеством, его духовным наполнением, его жизненным путем, и, конечно, и прежде всего, - его музыкой, - было, есть и будет впредь великое множество людей, которое находило и будет находить в музыке и в личности Петра Ильича то, что стремился донести до всех нас он сам, - «утешение и подпору».
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Старшие в нашей семье, - Давыдов Ю.Л., Давыдова К.Ю., Гершовский Е.Д., Соколинская И.Ю., посвятившие многие годы сохранению памяти о П.И. Чайковском и распространению его музыкального и эпистолярного наследия, постоянно называли Петра Ильича Чай-ковского, своего дядю, двоюродного деда сокращением «ПИЧ», даже склоняли это сокращение, производили его уменьшительные варианты («ПИЧенька»). Я в данном случае так же пользуюсь этим сокращением, имея в виду моего двоюродного прадеда, - П.И. Чайковского.
ИРМО – Императорское русское музыкальное общество. Во времена ПИЧ называлось РМО – без слова императорское.
Г.Е. Давыдов,
член Комитета по транспорту и экспедированию ТПП РФ, эксперт Комитета по ЖДТ Союза транспортников России, член Координационного совета СРО «Ассоциация «Промжелдортранс»,
Почетный работник транспорта России, Действительный член Российской академии транспорта, д.э.н., профессор, двоюродный правнук П.И. Чайковского
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев