С. Хилинского!
Свято-Троицкая церковь (Красный собор), г. Балаково
Информация от Павла Соловьева.
«Древняя» Троицкая церковь была построена буквально в 100 метрах от берега Балаковки на углу современных улиц Крестьянская (Космодемьянская) и Колхозная (Александра Невского). Троицкий храм первой половины XIX века несколько уступал в размерах Христорождественской церкви. В плане он имел выраженную форму креста: трапезная часть была значительно уже – 2,5 сажени (5,25 м), чем у Христорождественской, а четверик расширялся до 4,5 сажени (почти 9,5 м). Длина храма составляла 12 саженей (более 25 м), высота самой церкви с крестом – 9 (около 19 м), высота колокольни с крестом – 12 саженей (более 25 м). В разное время в троицкий приход входили крестьяне близлежащих деревень: Селитьбы («Натальино тож»), Димитриевки («Колокольцовка тож»), принадлежавшей помещице Анне Дмитриевне Мансуровой, Ивановки, Малой Балаковки (Куржевка тож) помещицы Владыкиной (затем – Оболенской).
В клировой ведомости за 1822 год Троицкая церковь описывалась так: «Без придела, деревянная, <…> одноштатная, находится в твердости. Иконостас и иконы исполиняли <…>. Сосуды серебряные, испозлащены, одна дароносица оловянная. Книги церковного круга все имеются. Ризница посредственная». К началу 1830-х годов церковь была «утварью достаточна», но «святый иконостас в нижнем поясе не благообразен, где местные иконы требуют поновления». Снаружи церкви требовался ремонт: «стенами крепка, но два крыльца передней и середней страны <стороны?> опустились, и крыша местами обветшала».
В 1834 году по инициативе приходского священника Иоанна Элпидинского церковь была «вся вновь поновлена» и «внутри ощикатурена», и в том же году епископ Саратовский и Царицынский Иаков (Вечерков) освятил отремонтированный Троицкий храм был архиерейским чином. И все же за несколько десятилетий с момента строительства к середине XIX столетия церковь, как отмечалось в церковных документах «от столь долгого времени пришла в совершенную ветхость и грозит падением…». Управляющий Саратовской удельной конторы И. В. Свечин, который посетил Балаково с рабочим визитом весной 1855 года, лично убедился в аварийности Троицкой церкви: «По личному осмотру моему деревянной Троицкой церкви в селе Балаково оказалось, что оная от давности существования пришла в ветхость, а сверх того, по настоящему числу душ, совершенно невместительна; поэтому требует перестройки вновь, в большем размере…». Колокольня пришла в негодное состояние, раскачиваясь при сильном ветре. По этой причине было принято решение «звон» (колокола) снять и повесить отдельно на столбах; церковная ограда была «за ветхостию» разобрана.
Ситуация изменилась, когда в 1843 году был назначен новый настоятель – молодой священник Александр Юнгеров, ставший главным инициатором строительства новой деревянной Троицкой церкви, в которой прослужил 37 лет. Обратив внимание на критическое состояние церковного здания, он указывал и на другой веский довод в пользу строительства новой церкви «с нуля» – ее «малопоместительность». За довольно большую свою историю численность прихода естественным образом увеличилась, и храм стал «малопоместительным»: если в 1818 году было 529 прихожан из числа балаковских жителей, то в 1840-м их насчитывалось уже 1117 человек.
Место для нового деревянного храма было выбрано в 200 саженях от места расположения старой церкви на Хлебной площади, где раньше располагались хлебные гумна (современная улица Коммунистическая). Архитектор Саратовской удельной конторы З. Г. Зиндинг стал автором проекта церкви, в который внес свои исправления известный столичный архитектор А. И. Резанов (1817–1887). К сентябрю 1860 года строители возвели новый теплый (т. е. отапливаемый) храм «в связи» с двухъярусной колокольней. На общем объеме здания установлен широкий световой барабан восьмиугольной формы, увенчанный шатровой крышей с куполом. Главный купол по сторонам света окружали четыре малых купола-маковки на крышах, установленных на центральном шатре храма. По углам колокольня и церковь были украшены пилястрами. Навесы с декоративными фронтонами над северным и южным входами подпирали четыре колонны, навес с
западной стороны – две колонны. Длина новой церкви (вместе с примыкающей к зданию колокольней) составляла 14 саженей (почти 29,5 м), ширина – 5,5 сажени (11,5 м), высота церкви с накупольным крестом – 11 саженей (более 23 м), высота колокольни с крестом – 14 (почти 28,5 м).
После освящения в 1871 г. новой Троицкой церкви она вновь в 1875– 1876 годах трудами настоятеля Александра Юнгерова и «усердием прихожан и иногороднего купечества» была расширена втрое «по причине тесноты». В 1878–1879 годах была завершена внутренняя и внешняя отделка храма, и прихожане Троицкой церкви устроили дополнительный придел во имя святого благоверного князя Александра Невского, «в память события 2 апреля 1879 года, имеющего навсегда вызывать чувства благодарения Господу Богу за спасение жизни Возлюбленного Монарха от руки злодея». Освящал второй придел Троицкой церкви уже новый настоятель.
Таким образом, во многом благодаря усилиям настоятеля многолетнее строительство храма было закончено. Служение протоиерея Александра Юнгерова – особая страница в истории местного православия. Он был неутомимым тружеником и молитвенником. Почти ежедневно священник совершал в храме продолжительные службы («при возможном согласии ее с церковным уставом – около 5–6 часов в будни»), домашнее чтение утреннего и вечернего правила у него занимало по 2–3 часа, при этом он постоянно был занят исполнением приходских треб, трудами по строительству или расширению храма и преподаванием Закона Божьего в «девичьем училище». По свидетельствам балаковцев, когда где-то в селе начинался пожар, он спешил туда, обходя с крестом вокруг горевшие здания, и по священника молитвам огонь затихал. Одним из замечательнейших примеров его дерзновенной веры является воскрешение одного из его духовных чад, некоего «усердного и доброго плотника» Мартемьяна Фаддеевича. «Подвигом добрым подвизался <...>, и все Балаково хорошо это знает. Свидетели тому: плач навзрыд всех прихожан при известии о намерении его удалиться с места по старческой слабости и немощи, многочисленные ходатайства пред епархиальною властью об определении на его место сына его или оставлении его самого в Балакове до тех пор, пока “не сложит там свои кости”». В 1881 году протоиерей Александр Юнгеров был переведен в Чагринский Покровский женский монастырь Самарской епархии, куда к нему приходили тысячи людей за исцелением и духовным наставлением. 15 октября 2001 года святой праведный Александр Чагринский (Юнгеров) был канонизирован Русской Православной Церковью как местночтимый в Самарской и Саратовской митрополиях.
В 1896 году церковный староста В. В. Голованов, уже при настоятельстве Василия Юнгерова, сына святого праведного Александра Чагринского, предложил «в ознаменование совершившегося благознаменитого события священного коронования нашего обожаемого Государя Императора Николая Александровича и нашей обожаемой Государыни императрицы Александры Федоровны» возвести новый, каменный храм во имя Святой Троицы. Балаковский сельский сход вынес единодушный «приговор», давший согласие на строительство. Место для стройки размером в 700 кв. саженей было выделено на Хлебной (Троицкой) площади, с северной стороны прежнего деревянного здания церкви, недалеко от перекрестка Троицкой и Николаевской улиц (современные Урицкого и Коммунистическая). В новом храме по проекту самарского епархиального архитектора Т. С. Хилинского должно быть три придела. В состав строительного комитета вошли священник Василий Юнгеров (председатель), купцы П. И. Смирнов, С. Е. Шепелев, А. Задков, Н. Задков, И. И. Голованов, И. Е. Ерохин, М. В. Кудряшов, К. Носин, З. А. Чувыкин, П. Беляков, и крестьяне А. Крючков, Ф. Солоушков и другие.
Основные строительные работы длились в течение десятилетия – с 1896 по 1906 год. К началу осени 1906 г. «храм подготовлен к освящению, что благовременно и совершилось». Главный престол во имя Святой Троицы 27 сентября освящал сам Константин (Булычев), епископ Самарский и Ставропольский. 1 ноября того же года священник Василий Виноградов совершил чин освящения придела во имя святых бессребренников Космы и Дамиана, а 3 декабря
– в сослужении четырех священников им был торжественно освящен правый придел во имя святителя Николая Чудотворца. Купец А. Т. Гончаров заказал в Петербургской Императорской Академии художеств изготовление икон для иконостаса Троицкого храма: «Живопись должна быть написана в византийском стиле по чеканному золотому фону так <же>, как иконостас».
Новая церковь была весьма вместительной, имея возможность принять до 2500 богомольцев, что соответствовало, например, размерам кафедрального собора Христа Спасителя в губернской столице Самаре. Действительно, приход собора был большим: в 1911 году к нему было приписано более 3000 балаковских жителей. Высота храма составляла более 48 м, а его колокольня являлась самым высоким зданием в городе – 55,6 м. Общая длина храма (без крыльца) составляла более 50 м; ширина в средней части – 42 м, в трапезной части – почти 17. С 1893 года при храме действовала смешанная церковно-приходская школа, где перед Первой мировой войной училось более 100 учеников.
Свято-Троицкая церковь получила статус собора 15 марта 1912 года указом Св. Синода за № 40782. Как сообщала местная пресса, «28 апреля в Свято-Троицкой церкви торжественно, при участии хора Иоанно-Богословской церкви, была отслужена Литургия, а затем молебен, по окончании которого настоятелем церкви было объявлено молящимся о переименовании названной церкви в Свято-Троицкий города Балакова собор. Настоятелем собора назначен благочинный 9-го округа Николаевского уезда о. В. Виноградов».
«Собор каменный кирпичный, трехпрестольный, крыт железом; имеет пять больших глав и 12 малых; с колокольнею; крестов на главах медных золоченых 18; имеет четыре железные двери, пол терракотовый, подвальное помещение, в коем две железные печи и склад для дров. Крыша окрашена графитом на масле, стены. внутри отштукатурены и расписаны. Лестницы в колокольне деревянные <…>. Ограда каменно-железная: основание и столбы каменные, ворота и пролеты железные; все верхи крыты железом и крашены медянкой; ворот в ограде двое и, кроме того, при воротах и отдельно шесть калиток». В соборе по числу приделов имелось три позолоченных иконостаса, украшенных колоннами и резьбой. В главном иконостасе помещалось 13 икон в медных «посребренных ризах» (окладах) и 25 икон без окладов; в боковых приделах в иконостасах имелось по 20 икон без окладов. Кроме этого, в храме стояли иконы на подставках, отдельные иконы в «сребро-позлащенных» окладах, иконы Пресвятой Богородицы над дверью колокольни, иконы на стенах, аналоях и столах (8 – в серебряных окладах, малого размера, 15 – в медных окладах, 42 – без окладов), а также 30 икон в часовне и на воротах. Из числа храмовых икон среди наиболее почитаемых были икона Божией Матери «Взыскание погибших» в медной посеребренной раме на подставке, в «сребро-позлащенном» окладе, украшенном искусственными камнями, и Казанская икона Божией Матери, украшенная «сребро-позлащенным» окладом. Под сводом церкви на железной цепи висело большое трехъярусное паникадило из золоченой бронзы.
Достопримечательностью собора, который за цвет кирпича балаковцы прозвали «Красным», являлся церковный «звон». Его праздничный колокол весил 499 пудов 23 фунта (около 8,2 тонны), полиелейный – 148 пудов 23 фунта (более 2,4 тонн), будний – 56 пудов 43 фунтов (более 930 кг) и семь колоколов поменьше – от 6 до 300 кг. Церковный звон всегда был предметом для сравнения прихожанами разных храмов. Праздничный колокол был поднят на колокольню Красного собора осенью 1912 года, почти одновременно с 400-пудовым колоколом старообрядческой Свято-Троицкой церкви, построенной по проекту знаменитого архитектора Ф. О. Шехтеля. И в те дни, балаковцы, оглушаемые «пробными» колокольными звонами, спорили, чьи звучат лучше. «Обыватели говорят, что когда идешь мимо православной колокольни во время звона, то от земли через пятки проходит в сердце и в голову зудящее дрожание. Так сильны звуковые волны православного колокола».
Уничтожен Троицкий собор был в годы советской власти. В 1930 году был арестован настоятель собора протоиерей Василий Виноградов; в мае 1934 года решением ВЦИК Саратовского
края здание было отобрано у верующих и передано в ведение Балаковского райисполкома. В июле 1936 г. здание «красной церкви» поступило в распоряжение балаковского горсовета «для использования под культурные цели». Но в сентябре 1936 года местные власти постановили здание «сломать и кирпич реализовать» для постройки домов ИТР Затона и завода им. Ф. Э. Дзержинского. При разрушении собора, по свидетельству очевидца, «в половине колокольни разобрали простенок и поставили бревна. Бревна подожгли, считая, что бревна сгорят и пол колокольни рухнет. Или сами изобрели, или переняли у кого, ведь опыт по сносу церквей по всей стране был богатый. Зажгли бревна. Народу собралось... Фотограф на треноге установил фотоаппарат чтобы запечатлеть такое интересное событие. Не знаю, уловил он этот момент или нет, но я думаю, что вряд ли. Бревна горели несколько часов, всем уже надоело ждать и напряжение ослабло. Мне повезло. Случайно глянул на колокольню и вижу, как пол колокольни падает. Грохот кирпичей, дым и искры от горящих бревен. Начало сделано. Варварство какое то, ведь собор был красивый...». От комплекса церковных зданий Красного собора до нашего времени уцелели священнический дом на улице Урицкого (Троицкой), церковная строжка и здание церковно-приходской школы (ул. Коммунистическая, 119).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1