В начале XIX века портовые мощности Санкт-Петербурга находились на берегах реки Невы. К причалам на Неве с моря вел сложный, извилистый фарватер, вызывавший значительные затруднения для прохождения крупных судов. Осадка судна, способного пройти в Петербург при среднем уровне воды, не должна была превышать 2,4 м. Суда с большей осадкой могли проходить бары в устье Невы лишь на камелях. По этим причинам многие корабли разгружались и загружались в Кронштадте. Между Кронштадтом и Петербургом грузы перевозились на небольших судах, тем самым сильно увеличивая транспортные расходы. Разгрузка товара с корабля в Кронштадте, перевозка и разгрузка в Санкт-Петербурге занимала в лучшем случае около недели. Ещё один-два дня требовалось на загрузку речных судов, либо доставку на железнодорожную станцию и загрузку в поезд. Только после этого груз уходил внутрь России. Так, по данным морского министерства за 1830 год, в Кронштадт пришло 759 судов с товарами, а в Петербург — только 323. В 1868 году из 768 000 т импортного груза в Петербург без перегрузки доставлено лишь 208 000 т.
Сооружение непосредственно в Петербурге глубоководного порта, к которому с моря могут зайти крупные суда, уменьшило бы расходы по перегрузке товаров с морских судов на речные или на железную дорогу, а также позволяло освободить порт в Кронштадте от торговых судов, что давало возможность использовать его исключительно для нужд военно-морского флота. Еще при Петре I было начато строительство канала, проходящего по южному берегу Невской губы от Невы до Ораниенбаума. Канал предназначался для речных судов. Он задумывался для того, чтобы обезопасить переход речных барок через Невскую губу, в которой случались значительные для них волнения на море, до места близ глубоководного морского порта, где бы происходила перегрузка с речных на морские суда. После смерти Петра I работы были остановлены. В 1810 году инженер Быков предлагал построить по обеим сторонам Корабельного фарватера (ведет из Большой Невы в море) защитные дамбы, спрямить и углубить фарватер для возможности захода в Неву крупных морских судов.
В 1872 г. стали поступать заявления с предложениями по переносу порта на Гутуевский остров и устройству морского канала. Гениальный русский инженер Николай Иванович Путилов - основатель Путиловского завода, спроектировал Морской порт и канал из Кронштадта в Санкт-Петербург. В июне 1872 года императором были одобрены общие основания, а в мае 1873 года утверждён подробный проект строительства. Он предусматривал сооружение за государственный счёт морского канала глубиной 6,1 м (20 футов) от устья Невы, далее по Екатерингофке и затем в море в сторону Кронштадта.
Строительные работы были начаты в 1877 году. Выемка грунта на участке канала длиной 3 км между Канонерским и Гутуевским островами велась в осушенном котловане, а на остальных участках — землечерпалками с воды. Было задействовано шесть земснарядов общей производительностью 1000 м³ грунта в час, а всего 59 судов: пароходов, шаланд, самоходных барж, паромов. Грунт с судов в защитные дамбы поступал через отсыпку в воду через открывающееся дно судна, перегрузкой или намывом. Для сооружения ограждающих дамб были забиты десятки тысяч свай, сооружено множество ряжей, пространство между их рядами заполнялось камнями и землёй. Дамбы, протянувшиеся с обеих сторон морского канала, предназначались для защиты его от заиливания, происходившего в Невской губе на небольших глубинах под действием волнения во время штормов. Общая длина дамб составила около 20 км, высота по гребню 4,3 м. В осушенном котловане выемка грунта велась вручную, также использовался многоковшовый экскаватор на рельсовом ходу. Грунт отвозился вручную на тачках, либо на лошадях, либо паровозом на платформах по временной железной дороге.
Торжественное открытие Морского корабельного канала Кронштадт — Петербург состоялось 15 мая 1885 года. По этому случаю Министерство путей сообщения распорядилось выпустить памятную медаль и открытку, на последней изображены главные строители канала П. Борейша, С. Максимович и М. Фуфаевский.
Канал имел протяженность 32 км при средней глубине в 6,7 м. Морской канал периодически углубляли. К 1909 году его глубина была доведена до 8,5 м (28 футов). В начале 1930-х годов глубина канала составляла от 8,5 до 9,5 метров.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев