Кстати, партийным Йозеф Бойс оставался недолго: он критиковал "зеленых" однопартийцев и считал, что те допускают слишком много компромиссов. Сам он всегда придерживался самых радикальных взглядов в вопросах защиты природы и, в итоге, не придя к согласию с политикой партии, вышел из ее состава.
Бойс до конца жизни придерживался того мнения, что избиратели не должны передавать свои голоса представителям, а истинная демократия достижима только при условии выражения воли каждого индивидуума. В 1970 году он вместе с единомышленниками основал организацию "Свободное народное голосование" и призывал упразднить политические партии в пользу прямого референдума. Бойс верил, что таким образом можно создать более справедливое общество в соответствии с его концепцией "теории социальной скульптуры".
Принципы в творчестве Бойса
Бойс не разделял традиционного взгляда на произведение искусства как на объект, созданный художником. Сначала преподавая в университете, а потом став звездой актуальной арт-сцены, Бойс провел сотни часов за публичными обсуждениями того, что такое искусство.
Это сложно сократить до нескольких тезисов, но если упростить, то Бойс склонялся к мысли, что все формы творчества следует считать искусством, независимо от того, кто их создал, и являются ли они материально осязаемыми. По Бойсу, любая деятельность, направленная на изменение человеческой среды, является художественной, и любой материал может быть преобразован художественным актом. Его понимание искусства было неразрывно с социальными и политическими процессами.
Он видел в самом обществе основу для создания искусства, которое он называл "социальной скульптурой". Бойс верил в изменение общества под влиянием художественного процесса. Но эта реализация проекта социальных изменений требовала творческого вклада всех людей, а не только небольшой группы профессиональных художников. Поэтому, говорил он: "Любой человек является художником".
Университеты в жизни художника Бойса
Выпускник Дюссельдорфской государственной художественной академии, Бойс был приглашен туда на профессорскую должность в 1961 году. Отношения с руководством вуза стали портиться, когда Бойс потребовал убрать вступительные экзамены в вуз, поскольку, по его убеждению, право на образование является одним из основополагающих прав человека.
В 1972 году художника уволили за то, что он присоединился к группе абитуриентов, непрошедших конкурсный отбор, и в знак протеста вместе с ними занял секретариат университета. В 1978 году суд признал это увольнение незаконным, однако Бойс отказался от возможности преподавать, чтобы сохранить максимальную независимость от государства.
В 1973 году Бойс воплотил свои принципы, альтернативные существующей университетской системе, в создании Свободного международного университета. Основная задача этого учреждения заключалась в том, чтобы дать всем людям возможность развивать свой творческий потенциал независимо от их социального статуса и образования, как сказано в манифесте, подписанном Бойсом и писателем Генрихом Бёллем. Грифельные доски с меловыми записями, которыми пользовался Бойс во время своего преподавания, можно увидеть на выставке.
Наследие Бойса
Акционизм в искусстве в отсутствие самого перформера теряет основную часть своей энергии. На выставке "Йозеф Бойс. Работы из коллекции Национальной галереи" через экраны проекторов, мониторы старинных телевизоров зритель наблюдает только бесчувственную фиксацию - как полузасыпанные следы, оставленные ушедшим навсегда мастером.
Но превратиться в мертвую груду исторических артефактов этим работам не дают голоса из соседних выставочных пространств. Вот в огромном холле музея насыпана гора песка, на которую карабкаются живые люди, они поют и танцуют - это художница и танцовщица Александра Пиричи (Alexandra Pirici) представляет новую инсталляцию "Настройки" (Attune).
А в правом крыле здания расположилась Нааме Цабар (Naama Tsabar), нью-йоркская художница, работающая со звуком. Посетители ее экспозиции превращаются в экспериментаторов, извлекая звуки из причудливых инсталляций, кричат в микрофоны, дергают за струны.
Звуки соседних выставок, художницы которых младше любого экспоната Бойса, разносятся свободно и раскатисто, сливаясь в однородный шум океана, в который сегодня превратилось движение современного искусства. И на выставке Йозефа Бойса невозможно забыть, что начало любому океану дает единственная, первая река.
Нет комментариев