В частности, в этой симфонии впервые в истории симфонической музыки был введен хоровой финал. Под аккомпанемент оркестра звучит хор, а также голоса четырех солистов: сопрано, меццо-сопрано, тенора и баритона. У Бетховена они исполняют оду "К радости" по стихотворным строчкам немецкого поэта Фридриха Шиллера (Friedrich Schiller). И тогда, и сейчас, они продолжают символизировать мир и взаимопонимание, а инструментальная версия оды является официальным гимном Европейского союза.
Жажда мира актуальна как никогда
Оксана Лынив, первая женщина-главный дирижер Оперы и филармонического оркестра в австрийском Граце, руководила исполнением Девятой симфонии на следующий день после нападения России на Украину в феврале 2022 года. Особенно трогательными стали для нее ключевые слова из ставшей гимном свободы оды, о том, что люди - друзья и братья меж собой. "Каждый человек во всем мире должен развить в себе эту эмпатию, которая уже тогда заражала публику так, что они даже бросали в воздух шапки", - сказала она в одном из интервью DW.
К триумфальной премьере Девятой симфонии, ставшей итогом всего композиторского пути, Бетховен готовился почти всю жизнь. Варианты ее исполнения встречаются в музыке, написанной им еще в 25-летнем возрасте, а первый набросок датируется 1815 годом. Только при его жизни Девятая симфония исполнялась двенадцать раз - он создал не один ее вариант.
"Можно сказать, что в течении многих лет Бетховен неоднократно отправлял в мир по разным поводам авторизованную им версию", - говорит Беате Ангелика Краус. Девятая симфония, представленная в Вене 7 мая 1824 года, была одной из ранних версий и отличалась от той, которую он отправил своему издателю, и от партитуры для прусского короля, которому он ее посвятил.
Премьера Девятой симфонии состоялась в Вене
Симфония была написана по заказу Лондонского филармонического общества Philharmonic Society. Поэтому премьера должна была состояться в Англии. Однако ведущие меценаты и представители венской музыкальной жизни подписали открытое письмо, в котором попросили Бетховена сначала исполнить свои последние произведения в Вене.
"О существовании этого обращения, датированного февралем 1824 года, известно давно. Но теперь мы видим и другую его сторону - многие из подписавших письмо состояли в тесном контакте с Бетховеном", - поясняет Краус. Поэтому возникает вопрос, был ли, и если да, то насколько причастен сам Бетховен к этой инициативе. Но в любом случае, это обращение стало весомым поводом для того, чтобы триумфальная премьера Девятой состоялась все-таки в австрийской столице.
Людвиг ван Бетховен знакомил любителей музыки со своими новыми произведениями на авторских концертах с большой и разнообразной программой, так называемых Музыкальных академиях. Подобная форма успешно практиковалась композиторами в Вене с середины XVIII века. Особенность заключалась в том, что во время таких выступлений произведение игралось по нотам, а виртуозные исполнительские соло импровизировались. Только после премьеры концерт было принято отдавать в печать.
На премьере Девятой симфонии в Имперском и королевском придворном театре Вены 7 мая 1824 года перед более чем 2 тысячами слушателей были исполнены также части "Торжественной мессы" op. 123 и увертюра к опере "Освящение дома" op. 124. "В те времена никто бы не пошел на концерт, который длился бы всего час и содержал бы Девятую симфонию как единственное произведение", - говорит Краус.
Тогда композитору было 54 года, последние шесть лет из которых он был практически глух. В раннем возрасте он перестал слышать высокие частоты, например, некоторые высокие звуки, издаваемые флейтой. "Кроме того, он страдал от шума в ушах и, несмотря на прогрессирующую глухоту, очень болезненно воспринимал громкие звуки", - рассказывает Краус. - Тем не менее, он все равно выходил на сцену и задавал темп. "Низкие частоты, например, литавры и басы, он мог слышать".
Нет комментариев