- 8 Марта! Мы-девчонки и мама в этот день отдыхали. А мальчишки с папой –готовили весь день, полы мыли и даже стирали. Никто не посмел ослушаться…
Слушала я сестер и вспоминала их брата Анатолия Павловича, учителя труда, при котором пришкольный участок был образцовым и урожай на нем был отменный. Вот откуда все идет! Семейные традиции. После его уроков прибегали мы домой, и тоже хотелось в огороде что-то сделать. Школьный участок был разделен на одинаковые прямоугольнике. На каждом росла отдельная овощная культура. Помню, как колышки с веревками втыкали через определенное расстояние по специально вырезанной палочке. По натянутой веревке копали ямки для посадки картошки. Помню, как после очередных трудов пришла домой и объявила родителям: «не правильно вы картошку сажаете, надо по веревке».. Эх и смеялись они надо мной, ведь глазомер у них был опытный и рядки получались, как всходила картошка хоть прямые, хоть дугой- значения не имела, лишь бы урожай был.
И все любили отрабатывать в июне, когда на участке по технологии Анатолия Павловича, созревала крупная сортовая клубника. И на всю жизнь запомнила, что осенью под деревьями надо убирать всю листву опавшую. Помню спорили даже с учителем, а он хотел, чтобы мы сами додумались до правильного ответа. Зачем убирать листву, когда почву и корни от морозов защищает, ствол укрывает, и перегнившие листья за зиму- это удобрение для дерева весной. Для красоты что ли? Нет, не для красоты. Там личинки всяких насекомых и паразитов. Весной, они по стволу все полезут на дерево. Теперь, когда у меня есть свой сад, я понимаю правдивость всего этого.
Уроки труда с Анатолием Павловичем по прошествии времени оказались самыми практичными и полезными в жизни из всей школьной программы.
Мальчишки на станках вытачивали указки, рамки, делали скамеечки. А если стул сломался- так неси скорее на первый этаж и клади под дверь мастерской. На утро- можешь забирать целенький. До сих пор в коробке со старыми игрушками лежат деревянные цыплята на реечках. Двигаешь реечки- цыплята клюют зернышки. Это была первая работа тех, кто приходил на кружок. И ни кому и в голову не приходило, что работать на станке- это опасно и для детей недопустимо. Даже девчонки умели собирать и чинить электрические розетки. Соберешь цепь и несешь пробовать. И сколько счастья было, если лампочка, настоящая лампочка загоралась
Ну а если в школу гости пожаловали, на первом этаже выставляли огромные шахматы-ростом с первоклашек. Ручная работа.
Давно уж нет для мальчишек такого кружка, вместо мастерской был сделан малый спортивный зал, а на пришкольном участке теперь красуется новая пристройка школы. Да и на уроках труда теперь все пишут больше ненужные в жизни, но такие модные по современным образовательным программам, проекты «Как сделать швабру» или « Проект праздничного ужина». Мы-родители, дети 80-х и 90-х смеемся сквозь слезы, представляя, как приходим с работы и садимся за проектировку вкусного ужина, рассчитывая калории или выбирая цвет салфеток и не дай Бог, если после ужина останется, допустим, тарелка плова-это же ужасно не экономично!
За последние 30 лет жизнь дубковцев изменилась.Но кто-то далеко или близко, прочитает воспоминания сестер Таболенковых и сердце сожмется от приятных воспоминаний детства на дубковских улочках
Комментарии 9