Обсуждаемые темы

Алина Иванова
последний комментарий 27 мая в 23:54

Фото Булдыги

https://vk.com/wall-211308455_215

Алина Иванова
последний комментарий 26 мая в 15:11

Коллективизация в Булдыге.1930 г.

Раскрестьянивание страны

Эта статья под названием "Несознательная гражданка лошадка" была написана несколько лет назад, а здесь в сообществе очень заинтересованно обсуждалась. Но материал был удален не по моей воле - видимо, кто-то настучал. Догадываюсь кто. Поэтому решила повторить эту тему- как раз май заканчивается...
На сайте «Жертвы политического террора в СССР» я нашла фамилии многих раскулаченных и осужденных жителей Булдыги, Матвеевки и могу назвать точную дату начала этой трагедии – 18 мая 1930 г.
Раскулачивание, точнее, массовое ограбление и разорение крестьянских хозяйств, представляло собой обыск и изъятие активистами сельсовета всего, что только можно вынести из избы и увести из подворья.
Среди активистов были разные люди, например, один из них во время обыска стоял, отвернувшись лицом к стене с пунцовыми щеками, а когда все заканчивалось и активисты уходили, он один возвращался в дом, «кланялся в пояс» и просил прощения у ограбленных односельчан: не по своей он, мол, воле! Зато наступило благословенное время для таких, как «Алёха-коммунист». Никчемный человек, поживший и в городе и в деревне и ничего не наживший, кроме зависти к чужому добру, он был женат на дочери крепкого крестьянина, который был раскулачен стараниями Алёхи, осужден и сослан на пять лет.
В «кулаках» числилось практически все население села. Не гнушались ничем – вплоть до личных вещей. Чтобы спасти хоть что-то, люди зарывали свой скарб в землю.
Те, кто не сопротивлялся принудительному вступлению в колхоз, сами отворяли ворота подворья и выпускали имеющуюся живность, которую забирал колхоз. Но не всегда помогало. Например, Яков Дмитриевич Жильцов ездил в Самару на заработки, женился там и вернулся в село с деньгами. Построил хороший дом и владел мельницей на паях с другим крестьянином. Как поживший в городе человек, он быстро понял, какое несчастье свалилось на крестьян, и написал заявление в колхоз, добровольно отдал мельницу и все остальное... Через некоторое время его выгнали из колхоза, из дома! Дом разобрали на бревна и увезли - даже забор разломали! А Яков Дмитриевич бросился в бега и несколько лет скрывался, чтобы избежать тюрьмы.
Таких, как дед Иван, который не хотел вступать в колхоз, - он относился к советской власти, как к нашествию Антихриста, - разоряли подчистую. Сначала у него отобрали землю, а без земли нечем кормить ни себя, ни скотину; потом увели корову и овец,- даже перину отобрали! - но дольше всего дед держался за вороную лошадь – любимицу его и сына Мити, особенно Мити.
Он холил ее, как мог: купал в пруду, пас в овраге, ездил в ночное, захватив соломы для костра, чтобы отпугивать волков, мыл щеткой с мылом около дома и окатывал колодезной водой из ведра – загляденье, а не лошадь! У нее был свой теплый загон, сделанный из плетеных толстых прутьев, обмазанных коровьим навозом с соломой – село-то было не богатое, и не хватало леса.
Однажды Митя прибежал домой с криком:
- Анка Фешкина сейчас придет за лошадью!
Анка была активисткой раскулачивания, хотя это ее родственники Жильцовы имели в селе мельницу.
Стреноженная лошадь в это время щипала травку у дома. Митя, отчаянный и бесстрашный, мигом срезал путы и выпустил лошадь в поле. Долго не могли поймать ее, холеную и сытую, колхозные наездники – один выдохся, его заменил другой. Наконец, поймали и увели в колхозную конюшню.
На следующий день, когда Прасковья возилась у печи, и дед тоже был в избе, в открытом окне послышалось:
- Ми-го-го!
Прасковья заплакала:
- Отец, лошадь пришла! Пусти ее во двор!
Они долго спорили, дед не разрешал, чтоб колхоз сам ловил ее в поле, а не «готовую» забирал со двора. Но все же потом несколько раз пускали любимицу на ночь, - чтобы никто не видел, - а утром выпускали на волю.
Так и не смогла забыть лошадь Митю – не было у неё никого ближе на этом свете! - и не привыкла к колхозному стаду: дети ходили навещать ее и потом рассказывали, все лошади на месте, а Митина опять убежала.
Через некоторое время колхоз был вынужден куда-то ее отвести.
Без имущества и земли нечего стало делать дома, и дед повадился ходить к соседу Тимофею Назарову поговорить о Святом Писании. Сошлись на том, что этой власти когда-нибудь все равно придет конец, и все вернется на круги своя.
В конце концов, от безысходности Прасковья написала заявление о вступлении в колхоз, и Митя стал работать там кузнецом, но на трудодни сыт не будешь.
Помыкавший горе в селе, он уехал в Москву, - там было много односельчан- устроился на работу, а потом позвал к себе мать Прасковью:
- Хлеба поешь досыта!
Когда пришло время, 1940 г., идти ему в армию, Прасковья запричитала:
- Какая же тебе армия? Скоро война. Соседка Татьяна говорила мне, зачем едешь в Москву? оставайся в деревне: война "на нитке висит"! Тебя убьют, Митя!
- Убьют, будет мне вечная память! А вы доживете до старости, помрете, и никто вас не вспомнит.
- За что же ты будешь воевать? Лебеду ведь ел в колхозе!
- За Родину! За Сталина! За землю нашу!
В составе сибирской танковой дивизии Митя пропал без вести в июне 1942 г.
Было ему 22 года.
Вечная ему память.
На фронте погибли и многие из колхозных активистов. Им тоже Вечная память! Война всех помирила.
А вот отчет ОГПУ, который был удален с моей страницы. Это подлинный документ, поэтому привожу его архивные реквизиты:
*** Полная перепечатка архивного документа с сохранением оригинальной орфографии:
Внеочередное донесение от Начальника Мордовского ОГПУ И.А. Гилёва:
23 марта 1930 г. в селе Булдыга произошло массовое выступление мужчин и женщин в количестве 500-600 человек, начавшиеся колокольным звоном и закончившееся расхищением колхозного скота, возвращением его раскулаченным и вводом лишенцев в их бывшие дома, кроме того, толпа требовала освобождения арестованных попа и псаломщика. Во время выступления толпой легко был избит учитель он же уполномоченный РИКа и выгнана его семья из села.
Выездом на место уполномоченного добыты данные говорящие за то, что инициатива выступления и руководство принадлежит кулакам лишенцам и что подготовлено оно было заранее совместно с выступлением деревни Матвеевки, связь между которыми на этот счет существовала, показателем этому служит следующий факт: выгнанный из Булдыги учитель Красников, остановился в деревни Матвеевки, 24 Марта в Матвеевку из Булдыги приезжал зять одного лишенца, под видом купить бутылку масла, на самом же деле цель приезда была справиться, где находится Красников и что он делает, одновременно распуская слухи о том, что Красников якобы убежал из Булдыги.
После того, как только выехал из Матвеевки, названное лицо Красникову сообщили, что женщины собираются его избить и выгнать из деревни, узнав о чем, Красников убежал. Следует отметить, что настроение бедноты и середняков села Булдыга таково, что мы бедняки и середняки нам все дозволено, а женщины говорят, у меня босые дети мне ничего не сделают, основываясь на этом, последние доходят до открытой к-р деятельности, надеясь на то, что власть их не накажет и обойдет молчанием.
Райуполномоченному ОГПУ поручено, немедленно принять меры к выявлению инициаторов и вдохновителей массового выступления из лиц кулацкой прослойки, по выявлению последних арестовать, добиться через Райком ВКП (Б) об усилении массовой работы в селе. (ЦГА РМ Ф. Р- 269-п, Оп. 1 Д. 132 л. д. 181)
20 Марта 1930 г. в деревни Матвеевка произошло массовое выступление женщин, длившееся 3 дня и закончившееся возвращением раскулаченным лишенцам скота и вселением их в отобранные ранее у них дома.
Выступление началось на почве отправки отчужденного у кулаков скота в Райколхозсоюз.
(ЦГА РМ Ф.269-п Оп. 1 Д. 132 л. д. 182)
Алина Иванова
последний комментарий 24 мая в 19:49
Алина Иванова
последний комментарий 10 мая в 07:15
Сельские ВЕСТИ газета
последний комментарий 31 марта в 12:20
Алина Иванова
последний комментарий 30 марта в 19:19
Алина Иванова
последний комментарий 26 января в 18:22
Алина Иванова
последний комментарий 12 декабря 2023 в 18:39

Покупка земли сельским обществом Булдыгиной Поляны в 1908 году

Алина Иванова
последний комментарий 24 ноября 2023 в 17:13
Алина Иванова
последний комментарий 24 ноября 2023 в 06:57

Погибает церковь в Булдыге!! Надо спасать- остановить дальнейшее разрушение!

Показать ещё