Чем может помешать талант
«…Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами.»
Лев Озеров «К истории», 1965 год.
Существуют люди, которым многое легко даётся. Почти с первой попытки. Думаю, у каждого был одноклассник, которому давалась всё и сразу, без особого труда. Смотришь на таких и завидуешь.
Я часто встречал таких людей в своей жизни. Да что там, в некоторых сферах я и сам таким был. Например, я легко понимал математику, физику и химию. Но мне повезло – жизнь меня сильно ударила лицом о реальность. Будучи подростком, я очень сильно увлекался музыкой, но вот незадача – у меня абсолютно не был развит слух. Настолько, что я не был в состоянии даже гитару настроить нормально. Плюс ко всему, тогда интернета не было, поэтому всё изучалось путём проб и ошибок. Я с завистью смотрел на ребят из музыкалки, для меня было какой-то магией даже простая блюзовая импровизация. И я учился, учился и учился не смотря на неудачи. И научился. И даже некоторую часть жизни давал уроки игры на гитаре.
Кто-то спросит, так в чём удача-то? А удача в том, что я таким образом выработал высокую толерантность к фрустрации. В переводе на русский – я научился нормально переживать неудачи, критику и учиться на ошибках. В свою очередь я часто встречал людей, которые как раз такой толерантностью не обладали. Как правило, они были довольно талантливы, эти таланты были довольно разнообразны, но была одна общая черта: навыки, определяемые этими талантами, им давались довольно легко.
Впервые я обратил на это внимание именно в музыкальной сфере: часто встречались классные музыканты, техничные, но узконаправленные. И как правило, они особо не понимали, как они делают то, что делают. Ещё одной общей чертой было то, что, если появлялось направление, где они хотели бы себя попробовать, но терпели даже мелкую неудачу, направление откидывалось, зачастую под нелепыми предлогами. Я, конечно, несколько утрирую, но тенденция прослеживалась весьма чётко. В то же время музыканты, которым давалось всё с какими-либо сложностями, были разносторонне развиты и перед трудностями не пасовали. Подобную тенденцию я наблюдал и в других сферах.
Почему так происходило? Как я писал выше, всё дело в толерантности к фрустрации, которая вырабатывается, когда мы сталкиваемся с неизвестностью. Логика тут простая: если у нас не получается что-то, тогда мы не знаем результата, это порождает тревожность. Поэтому нам проще отказаться от цели и вернуться к привычному. Думаю, многие слышали про «выход из зоны комфорта». Тут комфорт – это не про мягкий диван, а про предсказуемость, которая и понижает эту самую тревожность. Вот так и получается палка о двух концах: вроде всё даётся легко, а выйти из привычного очень тяжело. И, наоборот, всё даётся через пот и слёзы, но начинаешь понимать пословицу «Глаза бояться, руки делают».
Кто-то возразит, что есть талантливые люди, которые не боятся трудностей! И будут правы. Ведь наличие таланта, читай предрасположенность к чему-либо, и умение проживать фрустрацию сами по себе никак не связаны. Связь эта может появиться и проявится в определенных условиях.