Online-беседа «Я сказочник, былинник, гусляр живописи» к 176-летию со дня рождения В.М. Васнецова, русского художника.
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятского края в многодетной семье. Глава семейства был образованным сельским священником, и не раз дом Васнецовых посещали странники и монахи. Здесь он впитывал в себя издавна заведенные обычаи, устоявшийся патриархальный быт. Отец Васнецова писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям села, учил их видеть красоту родной землю. Обучаясь в Вятской духовной семинарии с 1862 по 1867 год, Виктор Васнецов обрел желание стать художником. И тогда Виктор Михайлович решает отправиться поступать в Академию художеств в Петербурге. Он выдерживает экзамен в Академию, однако, не веря в свои силы он не решился посмотреть списки поступивших, а узнал об этом лишь через год, когда пришел поступать повторно. Учился Васнецов в Академии серьезно и ответственно. В этот период, несмотря на все старания большинства академических преподавателей отдалить воспитанников от реальности и приблизить к фундаментальным темам искусства - историческим и мифологическим сюжетам, - юные таланты стремились к жизни реальной. Сам Васнецов начинал обращаться к теме жизни «маленьких людей». Каждое его полотно передавало драматическую жизненную ситуацию. На картине «С квартиры на квартиру» изображена бедная пожилая пара, печально бредущая по пустынной улице со своими вещами и маленькая собачка преданно сопровождает печальных страдальцев. Благодаря уникальной способности Васнецова обнажить острые проблемы общества, передвижники увидели в авторе своего единомышленника, борца за гуманистические идеалы.
В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей», иллюстрации к книгам. Он изучал русскую историю и культуру, знакомился с памятниками древнерусской литературы и эпоса. И вот однажды Васнецов все-таки решает оставить учебу в Академии. Причину ухода объяснял так: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались». В 1876 году художник по просьбе Репина и Поленова едет в Париж, где знакомится с современным западным искусством и расширяет жанровую тематику своего творчества. После поездки в 1878 году Васнецов поселился в Москве, которая стала для него воплощением самого русского города. В этом же году художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок, и его картины приобретает в свою коллекцию Третьяков. Однако, несмотря на ошеломляющий успех, Васнецов чувствует неудовлетворенность, его посещают мысли о новых темах и жанрах. И он обращается к теме людей-богатырей, готовых свернуть горы, победить зло во имя добра и чести; в его памяти оживают эскизы на темы русских сказок, художник мечтает перенести свои мысли на полотно.
В это время художнику был дан заказ на три картины для здания правления Донецкой железной дороги. Васнецов сумел адаптировать сказочный сюжет к тематике железных дорог. По сути девушки на картине олицетворяли собой главные богатства края - золото, медь и уголь. Однако эта картина не удовлетворила заказчиков. 1880-е годы стали важным этапом в творчестве художника: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. Именно они станут главными направлениями и основными сюжетами его будущих картин. «Я сказочник, былинник, гусляр живописи» Виктор Васнецов о себе.
Наброски «Витязь на распутье» были сделаны Васнецовым еще в юношестве. И история картины была непростой. В 1878 году был написан первый вариант и на нем витязь был изображен лицом к зрителю, и далеко в поле уходила дорога. Но в последней версии 1882 года художник повернул героя спиной к зрителю и убрал дорогу, чтобы не было иного пути, кроме как от вещего камня. Как и многие картины Васнецова данного жанра, полотно это очень тревожное.
Известность художнику принесла картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Необычен сам замысел — в ней художник хотел в былинно-песенной интонации воспеть героизм русских воинов, как это сделано в поэме «Слово о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родную землю. Павшие воины на картине не выглядят побежденными, они будто уснули, а их лица озаряет солнце. Картина была настолько необычна, что не встретила единодушного одобрения, но произвела неизгладимое впечатление на критиков и коллег по кисти.
В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательство к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземлённости передвижников к прообразу стиля модерн. После 1917года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Баба-Яга» (1917), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем" (1918); " Кощей Бессмертный" (1917—1926). 23 июля 1926 года Виктор Васнецов, один из крупнейших мастеров русской школы живописи, скончался в своем доме в Москве в возрасте семидесяти восьми лет. Творчество Виктора Васнецова - это отдельный пласт русской живописи, породивший массу подражателей.
Нет комментариев