В 20-х годах Дали увлекался искусством своих соотечественников Пабло Пикассо и Хуана Миро, затем обратился к давно интересовавшей его итальянской «метафизической школе» живописи. В 1928 году Дали переехал в Париж и в сотрудничестве с режиссером Л. Бунюэлем работал над первым сюрреалистическим фильмом «Андалузский пес». Премьера киноленты состоялась в Париже и привлекла внимание к художнику основателя и лидера сюрреализма А. Бретона. В 1929 году Дали официально примкнул к этому течению.
В этом же году Сальвадор Дали встретил свою будущую жену. Любовь испанского художника и его русской жены Галы (Елены Дьяконовой) была яркой, и провокационной — такой же, как и сам мастер. Сальвадор называл ее «победоносной богиней» и считал главным источником вдохновения: в течение многих лет она была главной героиней его картин, в портретах любимой женщины Дали экспериментировал со стилями и техниками.
Сальвадор Дали безгранично доверял иррациональному и считал эту сферу важнейшим источником творчества. По признанию мастера, для него мир идей Фрейда означал столько же, сколько мир Писания означал для средневековых художников или мир античной мифологии — для Ренессанса. В навязчиво иллюзионистической манере художник совмещал совершенно разнородные объекты, сталкивая их друг с другом в противоестественных ситуациях. Страх перед непознаваемой действительностью отразился в его картинах «Постоянство памяти» (1931), «Пылающий жираф» (1935).
В начале 1940-х годов Дали провозгласил возврат к классицизму и выступил в защиту ценностей Ренессанса. Среди известных картин Дали 1940-х годов – «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944), «Атомная Леда» (1947) и др. В 1948 году Дали вернулся в Европу. В этот период художник был увлечен идеями католицизма. Религиозные мотивы, классицистическая композиция, подражание технике старых мастеров характерны для картин - «Мадонна порта Льигат» (1949), «Тайная вечеря» (1955), «Открытие Америки, или Мечта Христофора Колумба» (1958-1959).
Дали был очень изобретателен. Его эксцентричная манера и захватывающие публичные действия иногда привлекали больше внимания, чем его художественные работы, к ужасу тех, кто высоко оценил свою работу, и к раздражению его критиков. Жизнь и творчество Дали сплелись в единое мистическое целое, как еще одно произведение художника.
В «Большой иллюстрированной энциклопедии», а также альбомах «Дали» из серии «Великие художники», и книгах Жиля Нере и Франка Вейерса, вниманию читателей были представлены репродукции ранее упомянутых наиболее известных работ художника и др.
C биографией читателей познакомили представленные на выставке книги – М. Нюридсани «Сальвадор Дали» из серии «Жизнь замечательных людей», «Дали. Миф и реальность» Александра Рожина, а также дневники художника.
Нет комментариев