Те, кто внимательно читал предыдущую публикацию, могли заметить, что в 1678 году села Бутчино ещё не существовало. Стоял погост Бутчин (т. е. церковь с кладбищем и домами священнослужителей), в котором имелось 2 двора поповых и 1 двор дьячков, в которых проживало 8 человек (учитывались только души мужского пола). А уже через столетие, в 1762 году, в Бутчино насчитывалось уже 275 жителей обоего пола! Откуда они все там появились? Трудно поверить, что исходное население погоста могло так увеличиться только благодаря собственным усилиям. Ключ к ответу содержится в ревизской сказке 1762 года и некоторых последующих документах. В соответствии с ними, село развивалось и пополнялось за счет переселения сюда детей церковнослужителей из различных сел близлежащих волостей с переводом их из церковников в крестьянское сословие. Этот процесс был долгим и шел на протяжении всего XVIII века.
Несмотря на принадлежность к одному приходу, Бутчино и соседние деревни очень медленно роднились между собой. Например, в сказке 1762 года в Лужнице указаны только 2 невесты, ранее взятые из Бутчино, и большей частью обмен невестами происходил с хорошо знакомыми им вотчинными деревнями Брянского Петровского монастыря, известными еще по переписи 1678 года: Ивашковичи (21 невеста), д. Старого берешка (14), Гуличи (13), Синявка (9), Ходиловичи (2), Дорожевичи (1), Колчино (1).
Аналогично этому, в Бутчино упоминаются всего 3 невесты, взятых из Лужницы, 1 из Синявки, и никого из Ивашковичей, Старого берешка, Гуличей, Ходиловичей, Дорожевичей. Большая часть невест, приехавших в Бутчино, происходила из разных сел Брянского, Серпейского, Рославльского уездов, как-то: Фошня (3), Колчино (3), Пацынь (2), Печки (2), Троицкое (1), Мокрое (1) и даже из Брянского посада.
Происхождение невест из сел (но не из деревень!) сочетается с тем, что почти все девушки, вышедшие замуж в Бутчино, являлись дочерьми церковнослужителей: поповы (10), дьячковы (19), пономаревы (3), «из церковников» (4). Очевидно, что браки, как между крестьянами, так и между церковниками, пусть и бывшими, в XVIII веке продолжали заключаться по старым связям, между «своими», и эта традиция сохранялась в Бутчинской волости вплоть до первой половины XX века.
Возмножно, что исходная сословная разница и консерватизм привычек обусловливали разницу в поведении и стиле жизни населения на протяжении долгого времени. По наблюдениям Зориной Е. А., работавшей в 1900 году учительницей церковно-приходской школы д. Ивашковичи: «В Бутчинской вол. чистая горница, тонкая поддевка, щегольские сапоги считаются ненужной роскошью, исключение составляет с. Бутчино, где народ любит пощеголять и живет чисто.» Впрочем, по тем же основаниям нельзя исключить и возможную предвзятость Екатерина Ивановны, ведь сама она была дочерью приходского священника села Мокрое))
Современные методы исследований также показывают, что уроженцы бывших вотчинных деревень Лужница, Ивашковичи, Гуличи, Синявка имеют между собой гораздо более тесную генетическую близость, чем с уроженцами села Бутчино, что подтверждает версию о более позднем появлении и сравнительно независимом развитии села по отношению к окружающим деревням.
На карте указаны нас. пункты, с которыми шел основной обмен невестами до 1762 года: синим цветом — для Лужницы, красным цветом — для Бутчино. Колчино присутствует в обоих списках, но это название включает как вотчинную деревню Петровского монастыря, так и одноименное село, возникшее по соседству с деревней после 1678 года, вероятно, по тем же причинам, что и село Бутчино.
Любопытно, что до 1762 году как для крестьян, так и для церковников, браки заключались преимущественно с населенными пунктами, располагавшимися к западу от Бутчинской волости, и не заметны к востоку от неё. Предположительно, это может быть объяснено историческими и административными причинами: общей принадлежностью в то время большинства этих селений к Брянскому уезду.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1