Мы продолжаем активно работать в направлении популяризации ручной работы, а также знакомства нашей аудитории с лицами багетного бизнеса России. Представляем Вашему вниманию интервью с Айваром Пожарским...
Подробнее... http://www.formula-rukodeliya.ru/journal_new/ «Оформляя вышивку, я чувствую тепло и энергетику каждой работы!»
Айвар Пожарский – известный в вышивальных кругах человек. Его имя – символ бережного отношения к вышивке и качественного оформления любых работ. Его мастерская Art Frame – место, где хотят оформить свою работу многие вышивальщицы. Именно он ввел понятие «арт-фрейм» в широкий обиход и показал всем, что из любой вышивки, с помощью правильного оформления, можно сделать неповторимый шедевр.
Наш корреспондент Яна Бебре взяла интервью у Айвара Пожарского.
Айвар, скажите, что вы больше всего в жизни любите?
Свою работу. Не устаю повторять: я – счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом, за которое мне еще и платят.
Как вы пришли к багетному оформлению?
По образованию, я – педагог рисования, так же я закончил Академию искусств. Кроме того, я – владелец собственной художественной галереи. Знаете, раньше я не понимал вышивку, потому что ничего о ней не знал. Пришел я к работе с вышивкой после одного переезда, когда остался без клиентской базы и, следовательно, работы у меня было немного. В поисках клиентов я зашел на один сайт с вышивальными работами и началось! Именно в Интернете я познакомился с двумя известными багетчиками – Алексом Виктором и Всеволодом Марьяном. С тех пор я занимаюсь багетным оформлением вышивок и это внесло в мою жизнь новые творческие идеи. Здесь – большие возможности для творчества! В работе с вышивкой возможно декоративно-прикладное оформление. Вышивка – это объемный проект, в который вышивальщица вложила много труда. Оформляя вышивку, я чувствую тепло и энергетику каждой работы.
Как долго вы занимаетесь багетным оформлением?
Мой опыт формировался в течение 20 лет. В декабре этого года будет юбилей. А свою первую раму я создал еще в 1984 году.
Продолжаете ли вы обучение, совершенствование?
Я учусь до сих пор. Я окончил багетную школу, и был одним из первых, кто получил международный багетный сертификат FATG в России. Номер его не помню, но точно меньше 1500.
Сложно ли творить, а затем объяснять заказчику, почему именно так в итоге получилось?
Профессиональный багетчик должен объяснять, почему он сделал так, а не иначе. Таких понятий, как нравится/не нравится, нет в нашем лексиконе. Ведь что такое вышивка? Объемная картина в 3D. И это очень важно при оформлении. Именно отталкиваясь от этого, можно создать дизайн-багет, чтобы вышивка и рамы представляли собой единое целое.
Расскажите немного о багетном мастерстве в России?
Багетное мастерство — падчерица всех искусств! А ее никто не ценит. При этом никто не изучает и не занимается данным видом искусства. До сих пор, на русском языке не написано ни одного серьезного труда по этому мастерству! По истории и стилю — да, книги есть, а по багетному дизайну — ничего. Но есть русская багетная школа, я веду в ней занятия. Два года назад была основана Гильдия Багетчиков и к ней школа.
В чем состоит главная цель Гильдии Багетчиков?
Объяснить, что такое оформление работы. Оформление любой работы, в первую очередь — это сохранение работы! К тому же, многие хотят учиться и совершенствоваться, а Гильдия им в этом помогает.
В чем вы видите свою цель, как педагога-багетчика?
Во-первых, мне, как багетчику, удалось донести до многих вышивальщиц, как нужно оформлять вышивку и что надо говорить приёмщице или багетчику. А во-вторых, улучшить вышивальную среду. Яркий пример: два года назад я стал ставить при оформлении двойное паспорту, тогда мало кто так оформлял. Сейчас, такое оформление — норма. Или другой пример – музейное стекло, 20 лет назад музейное стекло использовалось в размере двух контейнеров, а теперь оно составляет порядка 50% от общего числа заказов.
А в чем особенность музейного стекла?
Оно не искажает цветопередачу работы, к тому же у него светофильтры. Оно придаёт работе другое ощущение восприятия, чем обычное стекло, и обеспечивает защиту вышивке.
Многие оформляют работу без стекла. Как вы относитесь к такому оформлению?
Я оформляю все свои работы только со стеклом. Вышивка боится четырех факторов: света, влажности, насекомых и кислоты. Именно поэтому важно ставить стекло. Музейное стекло спасает вышивку от вредного воздействия света, а без кислотные материалы гарантируют, что работа не будет испорчена самим оформлением.
Очень часто мы слышим такие фразы, как 3-ий уровень оформления, или 4-ый, но мало кто знает, что это обозначает?
Оформление вышивки делится на пять уровней: 1-ый уровень — готовая покупная рамка; 2-ой уровень подразумевает оформление с экономным вариантом (отказные или бракованные рамы, использование бюджетных материалов). Багетные мастерские должны работать с 3-ого уровня: при этом оформлении дается гарантия 5 лет и происходит консервация работы. 4-ый уровень, это — длительная консервация, с гарантией на 25 лет, кроме того вышивка защищается, как от внешней среды, так и от внутреннего повреждения, в частности, от кислот, которые используются порой в бюджетном оформлении. А 5-ый уровень — музейный. Гарантия – порядка 30 лет. Здесь главная цель — продление жизни работы.
Очень интересно. Наверное, у багетного бизнеса большая история?
В советское время багетного бизнеса, как такого, не было. Как явление он развивается последние 25-30 лет. Сейчас у многих западных багетных мастерских свои направления, кто-то специализируется на зеркалах, кто-то оформляет фотографии, а кто-то воссоздает рамы по старинным описаниям и технологиям.
А кто для вас был примером для подражания?
Легендарная американская студия Ренсел (Rensel Studio). Когда-то давно, ко мне пришли заказчицы и показали их оформление. Мне очень понравилось, и я захотел если не повторить, то сделать что-то подобное. Когда у меня в мастерской появилась помощница Катя, то мы не только на пару с ней смогли сделать что-то подобное, но и в чем-то превзойти Ренсел студио. Хотя за её работой я слежу и сейчас, и так же восхищаюсь.
Что вам лично хотелось бы сделать в багетном секторе?
Хотелось бы попробовать воссоздать старинные рамы. Вся проблема современного багетного оформления в том, что он проходится только по верхам, а нужно копать вглубь.
Как у опытного мастера, не было ли у вас желания написать книгу?
Желание не только было, но и есть. Но катастрофически не хватает времени.
Были ли у вас свои ученики?
Учеников у меня было много. В каждого из них я вкладывал частичку себя, а потом происходило разочарование. Ведь ученик редко когда дорастает до уровня учителя или превосходит его. Чаще всего, ученик по уровню идет сзади, а ведь интереснее, когда человек рядом с тобой идет наравне.
А как же ваша помощница Екатерина?
Катя – огромная находка! Она не ученица, а именно помощница. Когда она пришла ко мне, то уже была профессионалом в технике декоративной росписи. Её не нужно было учить, так как она сама мастер. Именно благодаря этому у нас получился прекрасный творческий симбиоз. Позже Катя сдала экзамен на международный сертификат FATG. При этом номер её сертификата всего лишь на пару десятков чисел отличается от моего. Хотя она сдавала много лет после. Это показатель того, как мало человек сдаёт этот экзамен!
Как вы относитесь к китчу в оформлении?
Даже китч имеет право на существование, если работа и интерьер соответствующие!
А как насчет критики в оформительстве?
Я стараюсь не обсуждать чужой дизайн, ибо не знаю всех условий. Часто я не знаю, где в итоге работа будет висеть.
Кто ваш любимый вышивальный дизайнер?
Я не многих знаю, но очень люблю мандалы Мартины Вебер. Мне не очень нравятся некоторые русские и украинские дизайны. В них слишком много огрехов, как с художественной точки зрения, так и с точки зрения некачественных материалов.
Что вам нравится в вышивке?
Лаконизм.
С каким материалом вам нравится больше всего работать?
Я работаю только с деревом и с деревянным багетом. Никакого пластика!
В чем суть вашей работы?
Моя работа — максимально выгодно и интересно подать вышивку. А еще – защитить ее от повреждений и агрессивной внешней среды. Основная ценность — внутреннее оформление. Повторюсь, но очень важно использовать материал без кислоты. От механического повреждения работу защитит рама — это основная задача багета.
Есть ли у вас за 20 лет работы знаковая работа?
Наверное, для меня такой работой стал кот «Слишком устал» от Dimensions. Это мое самое оригинальное оформление. А самое сложное мое оформление – леопард от Риолиса в резной раме. Это работа была сложной именно с технической точки зрения.
Подробнее читайте в журнале... http://www.formula-rukodeliya.ru/journal_new/
http://www.inmyroom.ru/posts/3-dnya-aktivnoy-ucheby-obscheniya-i-krasoty Спасибо!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев