Мы продолжаем рассказывать о фондовых предметах. В пятом микрофильме представлена фарфоровая статуэтка «Мальчик с виноградом», произведенная на фабрике А.Г. Попова.
В 1806 году Карл Милли, бывший сотрудник фарфорового промышленника Ф.Я. Гарднера, открывает в сельце Горбуново (сейчас часть города Хотьково) того же Дмитровского уезда, что и Вербилки, свою фабрику. В 1811 году ее покупает Алексей Гаврилович Попов. Поповская фабрика просуществовала более полувека – до 1875 года - и оставила свой след в истории русского фарфора.
Завод Попова одним из первых предложил потребителям так называемую «трактирную» посуду. Это были относительно грубые фарфоровые чашки, кружки, тарелки, пользующиеся большим спросом у людей невысокого достатка. Такую посуду отличала низкая цена, высокая прочность, удобство применения в быту и достаточная привлекательность. Благодаря всем этим качествам трактирную посуду стали повсеместно использовать в русских семьях среднего достатка.
Завод Попова одним из первых предложил потребителям так называемый «трактирный» фарфор. Это были относительно грубые чашки, кружки и тарелки из фарфора. Они отличались низкой ценой, высокой прочностью, удобством использования в быту и достаточной привлекательностью и пользовались большим спросом у людей со средним достатком.
Здесь производили не только массовую посуду, но и заказную. Как правило, это были дорогие сервизы, созданные в соответствии с модой того времени. Чтобы придать изделиям вид драгоценных предметов, их щедро покрывали позолотой и тщательно расписывали, аккуратно прорисовывая каждый элемент. Чашки приобретали особую элегантность благодаря высоким ручкам, украшенным рельефными деталями с изображениями цветов, листьев, крыльев и других элементов. Также для этой цели горлышко сужали, а основание делали на ножке. В результате чашки напоминали миниатюрные вазы и в сочетании с красочными узорами и живописными миниатюрами выглядели очень эффектно.
В начале своей деятельности на предприятии в основном копировались образцы немецкого и французского фарфора. Их влияние прослеживалось на всех этапах создания фарфоровых изделий. Однако за десять лет мастера разработали собственные методы производства и декорирования. Они создали уникальный состав фарфора, оригинальные формы, цветовую палитру и неповторимые стили росписи. Все это сделало поповский фарфор особенным и легко узнаваемым благодаря его индивидуальным особенностям.
Попов не пожалел денег на создание первой в стране лаборатории по изготовлению красок. Здесь появились оттенки, характерные для поповского фарфора: зеленые, ярко-синие, каштановые тона. После смерти основателя наследники не смогли сохранить производство, рецепты красок были проданы на завод Корниловых, где их использовали с большим успехом до конца работы мануфактуры, а затем передали Государственному фарфоровому заводу в Петрограде.
Поклонники поповского фарфора до сих пор высоко ценят статуэтки. Одна из причин такой популярности — высокая степень реалистичности персонажей. Мастера создавали образы сами и копировали те, что были сделаны на других заводах. Они использовали сюжеты из мифологии, анималистики, популярные в то время итальянские сюжеты. Фигурки лепили и на модные темы с изображениями простых работников или изящных женских форм и их кавалеров.
Музейная статуэтка «Мальчик с виноградом» относится к популярной в XIX в. теме «Дети-садовники». Здесь видно характерное для поповского завода прекрасное качество бисквита (неглазурованный первого обжига фарфор), тонко вылепленные мелкие детали, при этом заметна некоторая неумелость и наивность в передаче обнаженного тела.
Фарфоровой фабрики Попова больше нет, но добрую память о себе Алексей Гаврилович оставил. Недалеко от бывшей поповской фабрики на северной окраине Xотькова возвышается построенная им на собственные средства Церковь Алексея митрополита.
#александровскаяслобода #асколлекции
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев