НАША РОТОНДА – ПАМЯТНИК ЛИСИКРАТА ИЛИ ФОНАРЬ ДИОГЕНА? ВЕНТИЛИРУЙТЕ СВОЙ МОЗГ!
Одна из первых фотографий построенного (есть фотографии строительства) IV корпуса Саратовского университета с часовней и памятником Лисикрата («фонарём Диогена») как венцом вентиляционной шахты, сквером вокруг
Планировал сделать «фотоэкскурсию» (в основном, лишь по правому крылу IV корпуса Саратовского государственного медицинского университета), в котором постоянно крутился с отцом с 60-х годов, учился с 1976 года и работаю – с 1982, а всю «фотоэкскурсию» собираюсь размещать здесь:
Однако планы изменились: хочу написать про самое, как мне кажется, интересное и важное – символ, на мой взгляд, нашего университета...
Памятник Лисикрата («фонарь Диогена»), и сегодня освещаюший (и освящаюший) наш универсиет. Фотография Кирилла Журкина
Как-то в в один из ярких летних дней в 60-х годах мы с отцом ходили на утренний сеанс в кинотеатр «Рабочий» (был такой небольшой модерновый домик на углу улиц Рабочей и Университетской, который уроды, конечно, снесли), где смотрели фильм Кубрика «Спартак» (с Кирком Дугласом и сценой, где со спины показывают, как с женщины соскальзывает туника перед Спартаком).
Памятник Лисикрата («фонарь Диогена») – символ нашего университета – венец главной вентиляционной шахты
Отцу после этого надо было на кафедру, и, когда мы шли в институт по улице Железнодорожной (которую, как я теперь уверен, нужно переименовать в улицу Карла Людвиговича Мюфке), я вдруг я увидел эту ротонду. Конечно, я видел её и раньше, но теперь, после «Спартака», глядя на неё, залитую солнцем, понял, что вот она – античность, которая никуда не ушла со времён Спартака, что она сейчас здесь – передо мной. Это было очень необычное переживание, которое сохранилось на всю жизнь.
Памятник Лисикрата («фонарь Диогена») – над бывшей университетской часовней (после революции – ректоратом). Фотография Риты Лукояновой
Короче, ротонда меня всегда завораживала – и в детстве, и в юности, когда я каждый день по Железнодорожной улице (на ней – дом, где я жил) ходил в институт, и позже.
Памятник Лисикрата («фонарь Диогена») – утром издалека с университетского двора
В 2023 году я списался с замечательным архитектором Андреем Муштой
http://www.mushta.ru/
, задав ему довольно много вопросов по поводу деталей архитектуры К.Л. Мюфке. Он ответил на все, но обратил моё внимание на главное: что сила Мюфке – вовсе не в деталях, а в том, что он «подарил Саратову то, чего в нем не было до, и нет после – ансамблевость в архитектуре, ансамбль университета и Клинического городка, комплексы хорошо увязанных между собой зданий».
Так видит памятник Лисикрата («фонарь Диогена») Марина Карачаровская
предложил мне именно с «ротонды», назвав её «изюминкой Мюфке». Оказывается, это – вентиляционная шахта («вентшахта») в виде античного памятника Лисикрата. Андрей
http://www.mushta.ru/
написал мне, что это – «шутка от неоклассики, они много где стоят в мире, но сделать оголовок вентшахты придумал только Мюфке».
Памятник Лисикрата в Афинах. Георге Таттареску, Миниатюра 16x11,6 см. Дата неизвестна
Памятник Лисикрата называют «хорегическим». В древней Греции в театре Диониса проходили театральные конкурсы, которые финансировали хореги – спонсоры. Если спекталь, финансируемый тем или другм хорегом побеждал, то хорег получал приз – бронзовый треножник. Первый приз получил Лисикрат в 334 году до н.э. и воздвиг памятник в честь своего трофея, на котором и был установлен треножник.
Памятник Лисикрата в Афинах. Рисунок 1762 года
Монумент стоит в Афинах около Акрополя на улице Трипидон (улице Треножников), ведущей из въезда в город к театру, которая когда-то была заставлена хорегическими монументами (их основания обнаружены в 1980-х, но памятник Лисикрата – единственный, дошедший до нас). Он представляет собой высокий мраморный пьедестал (подиум), на котором стоит ротонда шестиметровой высоты с коринфскими полуколоннами, соединенными закругленными мраморными плитами, отличающимися по оттенку камня. Они поддерживают архитрав, над которым располагается антаблемент с фризами, изображающими сцены из победившей постановки Лисикрата. Сцены изображают Диониса, который одерживает победу над пиратами, превращая их в дельфинов. Антаблемент поддерживал купол, который служил основанием для каменного цветка аканфа, на котором и стоял бронзовый треножник, связанный с цветком бронзовыми цепями. Он не дошёл до наших дней.
Памятник Лисикрата в Афинах. Фотография середины ХХ века
В 1658 году на этом месте был основан монастырь французских капуцинов, которые позднее выкупили памятник. Монахи использовали памятник в качестве библиотеки, и он выстоял многие годы отчасти благодаря этому. В 1810 году Байрон остановился в этом монастыре и написал своё знаменитое стихотворение «Афинской девушке», а в 1818 году рядом с памятником Лисикрата какой-то монах посадил первые в Греции кусты помидоров. Памятник был повреждён и частично похоронен в завалах, когда в 1824 году во время войны за независимость монастырь был разрушен, а 1876-1887 годах восстановлен французскими архитекторами Буланжером и Ловайотом. Самые известные версии памятника Лисикрата находятся в Стаффордшире (Англия), на башне церкви Святого Эгидия в Элгине (Шотландия) и мемориале Гражданской войны в Коннектикуте (США).
Памятник Лисикрата в Афинах. Современная фотография
Но, напомню, только в нашем университете памятник Лисикрата венчает вентиляционную шахту. И это придумал Карл Людвигович Мюфке. И эта ротнода должна была венчать собой весь университетский комплекс! Боюсь, у меня не хватит времени, сил и знаний, чтобы описать систему вентиляции, которую разработал Карл Людвигович для «института экспериментальной медицины», опираясь на все достижения западной архитектуры эпохи модерна (как я не успею написать и о его системе лифтов). Однако очень важно, что Карл Людвигович воздвиг памятник Лисистрата, как венец главной вентиляционной шахты, в центральной и самой высокой точке комплекса своего архитектурного ансамбля – над бывшей университетской часовней (после революции часовня, конечно, стала ректоратом и все её «входы – выходы», конечно, заложили кирпичом).
Памятник Лисикрата в Афинах. Современная фотография
Только представьте себе эту часовню: она была великолепна… Слева (по полукруглой лестнице, которая сейчас ведёт ректорат (или по лестнице на втором этаже), заносили гроб. В часовне отпевали умершего. По лестнице справа (выход на которую теперь просто заложен кирпичами) гроб с умершим выносили. Согласитесь, ведь это – не тот храм, который сейчас загромождает двор и которому как бы совестно (я это чувствую) из-за своей несовместимости с архитектурой Мюфке! Я очень люблю этот храм – он как трёхмерная мандала, и он отлично бы смотрелся на какой-нибудь площади или горе, но (кажется, это должно быть очевидно всем) совершенно неуместен в античном модерне Карла Людвиговича Мюфке!
И ещё… Все версии памятника Лисикрата иногда называют «фонарём Диогена», с которым, напомню, он бродил днём по людным местам со словами «ищу человека». Эта история не только является хрестоматийным примером античного эпатажа, но и употребляется в значении «упорно, но напрасно, тщетно стремиться найти кого-либо или что-либо». Кажется, это символично для многих не только желающих получить высшее образование, но и вообще что-либо понять в жизни.
Планирую сделать здесь «фотоэкскурсию» по правому крылу IV корпуса Саратовского государственного медицинского университета, в котором постоянно крутился с отцом с 60-х годов, учился с 1976...
Да, Елена, это, мягко говоря, может казаться "как-то не так", но черепа некоторых (или даже, может быть, многих) отпетых в этой часовне, теперь на нашей кафедре (см. фотографию)... Хотя, конечно, лучше бы если часовня осталась часовней...
Очень интересно! И главное детально и скрупулёзно! И это от любви в родине своей малой, к институту, к истории, к великому! А повествование об отце, кинотеатре, фильме и ассоциациях, просто потрясают! Вы необыкновенный человек! Таланливый и очень редкий!
Наталья, фильм «Спартак» режиссёра Стэнли Кубрика, поставленный по одноимённому роману Говарда Фаста, впервые выходил в США (в разных штатах) в октябре - декабре 1960 года. В СССР его премьера состоялась 20 марта 1967 года.
Комментарии 14
Все рядом.