16 мая 1910 года родилась поэтесса Ольга Берггольц. …Так вот она какая. Вот какой мой город, воскресающий весной. Трава — зеленая. А неба купол не черный и не серо-голубой. Какой же я бесцветный мир нащупал незрячею, неверною рукой. Прозревший недоверчив: он испуган, он так обжился в сумраке своем. Он опознать не сразу может друга, того, кто был его поводырем. Он быстро утомляется на пире цветов и света, правды и щедрот. Он долго одиночествует в мире и все на ощупь пробует вперед… Ольга Берггольц. 1945 * Ольга Берггольц. 1945. Фотография: Российский государственный архив литературы и искусства
    8 комментариев
    262 класса
    25 и 26 мая в музее-заповеднике «Царицыно» состоится фестиваль для всей семьи «На лугу». Гостей ждут лекции, мастер-классы, физические опыты с пластиком и стеклом. Фестиваль пройдет в районе Нижнего Царицынского пруда, где обитают редкие водоплавающие птицы. Программа делится на четыре направления: творчество, исследование, осознанное поведение и проектирование будущего. Для гостей запланированы лекции о насекомых и животных. Спикеры покажут, как работать с микроскопом и сортировать мусор. На мастер-классах посетителей научат делать открытки из бумаги, плести из бисера и собирать из ниток фигуры птиц. На территории заповедника пройдет плоггинг — так называют забег, во время которого участники собирают мусор вдоль маршрута. На фестивале будет дежурить экомобиль, куда можно сдать на переработку пластик, макулатуру, батарейки и электронные сигареты. Организаторы советуют брать с собой пледы, головные уборы и дождевики. Подробную программу фестиваля читайте на сайте музея-заповедника «Царицыно».
    0 комментариев
    14 классов
    «Забытая мельница» Александра Киселёва #КартинаВДеталях_КультураРФ В конце XIX века в живописи набирал силу демократический реализм — его приверженцы стремились изображать объективную действительность, не приукрашивая ее. К реалистам относил себя и художник-передвижник Александр Киселёв. Однако свои пейзажи он наполнял романтикой и живописными деталями. Первый вариант картины «Забытая мельница» Александр Киселёв написал в 1882 году во время путешествия по Малороссии. Полотно впервые показали зрителям на X Передвижной выставке. На картине изображен типичный сельский пейзаж — темная, неспешно текущая река, высокий берег с зарослями трав, деревянная полуразрушенная мельница, лодка и шагающий к ней рыбак с удочкой. В работе Киселёв использовал сдержанные неяркие оттенки, характерные для местной природы. В реалистичной манере художник тонко выписал гальку на берегу реки, бревенчатые строения, ветви деревьев и траву. Однако пейзаж не лишен и присущей Киселёву лиричности: пасмурный день подсвечен лучами слабого солнца, в гладкой воде реки отражаются облака и прибрежная растительность, а рыбак напоминает зрителям о размеренном течении деревенской жизни. Позже Киселёв несколько раз переписывал полотно — и всегда корректировал детали пейзажа. Менялся изгиб береговой линии, расположение крупных валунов, лодка словно отплывала к центру реки. И каждый раз обновленный пейзаж уходил в частные коллекции. Сегодня одна из работ с надписью «А. Киселёвъ. 1891 г.» хранится в Государственной Третьяковской галерее. Также один авторский список экспонируется в Ярославском художественном музее, а другой — в хранилище Отдела личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. На варианте в Пушкинском музее тоже есть особенная деталь: на этом полотне художник не изобразил деревенское стадо на дальнем берегу реки. Пейзаж «Забытая мельница» копировал не только сам Киселёв, но и другие живописцы. Один из них — Константин Федин, который позже стал известным писателем. Художники тоже нередко вносили свои поправки в сюжет «Забытой мельницы». Самое заметное изменение — отсутствие рыбака на одном из вариантов картины. В петербургской Академии художеств пейзаж Киселёва был одной из самых популярных картин, которую копировали студенты. Еще более известной работу Александра Киселёва сделали почтовые открытки с ее изображением. Например, открытки с «Забытой мельницей» — без рыбака — выпустило в 1910-е годы издательство художника Владимира Маковского в Санкт-Петербурге. На почтовых карточках, которые издавали в литографической мастерской Дациаро была изображена «Мельница» без пасущихся на пригорке коров. * Александр Киселёв. Забытая мельница.1882. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
    1 комментарий
    21 класс
    Режиссер Федор Хитрук снял мультфильм «Каникулы Бонифация» в 1965 году, сразу же после выхода своей предыдущей картины «Топтыжка». Хитрук вспоминал: «Мы заканчивали «Топтыжку», я уже думал о дальнейшей работе, но ничего заразительного не находилось. Как-то, освобождая свой стол для следующей съемочной группы, я нашел в одном из ящиков пару листков машинописного текста и прежде, чем выкинуть их, прочитал несколько строк. Меня привлекла реплика, сказанная директором цирка: «Подумать только — я и забыл, что у львов тоже бывают бабушки!» Бонифация нарисовал художник-иллюстратор Сергей Алимов. Гриву льва он выполнил в технике бесконтурного рисунка. Чтобы создать эффект пушистости, после каждого кадра ее «взбивали» с помощью специального тампона. Смотрите мультфильм на портале «Культура.РФ»: ok.me/adjG1
    4 комментария
    48 классов
    Была ли у славян письменность до Кирилла и Мефодия? Отвечаем на вопрос и рассказываем, как кириллица развилась в современный алфавит десятков народов: ok.me/7djG1 * Ян Матейко. Святые Кирилл и Мефодий. 1880-е. Частное собрание
    3 комментария
    145 классов
    Мультипликационный фильм «Ежик в тумане» — один из самых известных мультфильмов в мире. Его сюжет основан на одноименной сказке малоизвестного советского писателя Сергея Козлова о том, как маленький ежик вышел на лесную полянку и на него нахлынула невероятная красота мира. Даже сам режиссер Юрий Норштейн определял свой мультфильм как философскую притчу. Перед мультипликаторами стояло множество сложных художественных задач. Например, надо было сделать так, чтобы Ежик растворялся в тумане. Фигурку Ежика клали на белый фон, сверху накрывали листом кальки, а во время съемки кальку медленно поднимали, и Ежик исчезал в белой дымке. По сути, это был первый спецэффект в отечественной мультипликации. Читайте интересные факты о создании мультфильма и смотрите его на нашем портале: ok.me/1WeG1
    15 комментариев
    478 классов
    С детства Марина Цветаева любила читать: «Природа и книги, — выше и ярче нет ничего. Музыка, музеи, книги, розовые вечера и розовые утра, вино, бешеная езда, — все это мне необходимо, ибо только тогда я живу, когда чувствую в себе дрожь яркого переживания». Чтобы составить этот список, мы изучили анкету для «Словаря писателей XX века», переписку Цветаевой с друзьями, ее эссе, а также воспоминания родственников — дочери Ариадны Эфрон и сестры Анастасии Цветаевой: ok.me/pajG1 * Магда Нахман. Портрет Марины Цветаевой. 1915. Частное собрание
    12 комментариев
    177 классов
    Алексей Саврасов увлекался живописью с детства. Уже в 19-летнем возрасте он был художником, которого знали в кругах петербургской интеллигенции и даже называли «надеждой русского искусства». Художник создал особый жанр русского пейзажа: он писал обыденные для средней полосы России виды, наполняя их особой тонкой лирикой. Позже Саврасов преподавал в Московском училище живописи и ваяния и воспитал целое поколение именитых отечественных художников. Читайте биографию Алексея Саврасова в день его рождения: ok.me/TdjG1 * Алексей Саврасов. У ворот монастыря. 1875. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
    3 комментария
    170 классов
    Пименов любил Москву: с ее новостройками, спешащими по делам прохожими, достопримечательностями. На своих картинах он изображал будни простых людей: на картине «Новая Москва» — девушку за рулем одного из первых советских автомобилей, в цикле работ «Новые кварталы» — жителей Москвы, крановщиц, девушек-маляров, модниц, молодоженов. Смотрим на Москву глазами художниками: ok.me/HVeG1 * Юрий Пименов. Лирическое новоселье (фрагмент). 1965. Музей Москвы, Москва * Юрий Пименов. Первые модницы нового квартала (фрагмент). 1961. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург * Юрий Пименов. Свадьба на завтрашней улице (фрагмент). 1962. Государственная Третьяковская галерея, Москва
    4 комментария
    190 классов
    Сегодня дореволюционную ярмарку в России назвали бы фестивалем. Это были не просто торги, а крупные культурные центры: здесь ставили оперы и балеты, давали концерты и показывали первое кино. На гастроли на ярмарку приезжали известные артисты и певцы. О том, как менялись развлечения — от забав скоморохов с медведями до концертов Шаляпина, — в материале портала «Культура.РФ»: ok.me/XvhG1 * Борис Кустодиев. Ярмарка. 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва
    3 комментария
    164 класса
Увлечения

Публикации автора

В ОК обновились Увлечения! Смотрите публикации, задавайте вопросы, делитесь своими увлечениями в ОК

Показать ещё