Немец о русских банях Адам Олеарий — немецкий путешественник, географ, ориенталист и историк, будучи в России оставил очень интересные заметки. Одна из них посвящена русским баням. " Русские крепко держатся обычая мыться в бане, и особенно считают это необходимым делом после первой свадебной ночи. Поэтому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань, в которых всегда почти найдешь множество моющихся. Когда я был в Астрахани, то посетил там потихоньку баню, с намерением взглянуть, как моются там Русские. Бани самые разделения были на две половины дощатыми перегородками, для того, чтобы мужчины и женщины могли мыться отдельно. Но те и другие входили и выходили в одну общую дверь, при чем ходили совершенно нагие, ни чем не прикрываясь, и только некоторые держали перед собою березовый веник, у остальных же и того не было. Иногда женщины без всякого стыда входили в мужское отделение и разговаривали там с своими мужьями. Русские могут выносить чрезвычайно жар, и в бане, ложась на полках, велят себя бить и тереть свое тело разгоряченными березовыми вениками, чего я ни как не мог выносить; за тем, когда от такого жару они сделаются все красными и изнемогут до того, что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают из нее голые, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодною водою; зимою же, выскочив из бани, они валяются на снегу, трут им тело, будто мылом, и потом, остывши таким образом, снова входят в жаркую баню. Так как бани их обыкновенно устраиваются при реках, или ручьях, то моющиеся в них из жару прямо бросаются вхолодную воду. Случилось однажды, что один Немец забрался в купальню к женщинам, и оказалось, что они не были так стыдливы, как Диана, которая, разгневавшись за подобную выходку, на одного смельчака, дерзнувшего вмешаться в толпу ее спутниц в то время, когда она купалась, тотчас же, узнавши об этом, обрызгала виновного водою и обратила его оленя. В Астрахани также случилось однажды, что 4 молодые женщины, вышедши из бани, бросились прохладиться в Волгу, которая около этого места протекала рукавом своим, и доставляла весьма приятное и прохладное купанье, в то же время пришел туда купаться и один из наш их солдат, также бросился вводу, а купающиеся его соседки начали из шутки брызгаться водою. Одна из сказанных женщин, заплыла незаметно на более глубокое место, запуталась там в тонкой тине и начала тонуть; тогда, остальные ее товарки, видя опасность, подняли крик, бросились к солдату, который плавал около, и умоляли его о помощи. Солдат не заставил просить себя долго, поспешил к утопающей, схватил ее поперек тела, затем велел ей схватиться за него, и таким образом выплыл с нею на мелкое место и спас утопавшую. После этого женщины эти благодарили, хвалили Немца и говорили, что он был послан к ним в воду будто ангел спаситель. Описанный выше способ мыться в банях мы видели не только в России, но и в Ливонии и Ижории, где простой народ, особенно же Чудь, в самый жестокий мороз, выбегают голые на улицу, трут себя снегом, и потом снова входят в жаркую баню, и такой резкий переход от жара к холоду ни сколько не вредит им, так как они привыкли к этому еще с детства. Поэтому-то Чудь, Латыши, также как и Русские, крепкий, сильный, выносимый народ, способный легко переносит и стужу и жар"
    313 комментариев
    84 класса
    Древний суп из Китая. При строительстве нового аэропорта в 2010 году возле старой столицы Китая Сянь в провинции Шэньси в древней гробницы была обнаружена кастрюля супа возрастом 2400 лет. Трёхногий бронзовый посуда была настолько хорошо запечатан, что суп, в котором было несколько костей, был еще жидким, но позеленел из-за окисления бронзы.
    10 комментариев
    66 классов
    Рис. 1, 1б - Фига, также известная как «manus fica», была римским апотропаическим жестом. Этот жест имитирует проникновение мужского органа в женский так, что два органа, которые порождают жизнь, могут быть хорошим противоядием от любого сглаза. Бронзовый амулет из Помпеи - 1я сек. доц. - Секретный кабинет Национального археологического музея Неаполя. Рис. 2 - Картина Николь ò Пьетро Герини, насмешка над Христом в милосердии среди страстных символов - 1405-06. Национальный музей средневекового и современного искусства, Ареццо, Тоскана
    4 комментария
    60 классов
    Немного жестковато, но..... Антинорманизм глазами психолога Пресловутый варяжский вопрос не даёт покоя российской истории уже без малого три столетия. Неприятие предания из «Повести временных лет», где говорится о первой династии русских князей - Рюриковичах, как о варягах, пришедших из-за моря, получило название «антинорманизм». Помимо традиционного славянофильского отторжения идеи возможности призвания чужеземного князя в принципе, в последние годы антинорманизм распался на множество мелких течений, возникших под влиянием неоязычества и других псевдонаучных теорий. Данная работа посвящена объяснению явления антинорманизма с точки зрения психологии - как разных видов защитного механизма человеческой психики. Реверсия Не скандинавы подчинили славян, а славяне подчинили Скандинавию, присоединив её к своей бескрайней славяно-орийской империи. Две полуземлянки пражско-корчакского типа, обнаруженные в Исландии, это недвусмысленно подтверждают. Реактивное образование Скандинавы вообще и германцы в частности даже не индоевропейцы, ведь у них есть первое и второе передвижение согласных - скорее всего, это тюрки или иудеи. Славянам с такими неарийскими соседями даже за стол сесть было бы противно, не говоря уже о том, чтобы их звать на княжение! Настоящие индоевропейцы — только славяне. Проективная идентификация Шведские (немецкие, израильские, британские, американские учёные) хотят исказить правду о нашей истории, чтобы забыв своих предков, мы превратились в безропотную быдломассу. Принимая сторону норманнской теории, ты помогаешь еврейскому Госдепу США. Отрицание Славяне не призывали Рюрика! Скандинавов на Руси не было! Рюрика не было! И Руси никакой тоже не было! Русских, славян, германцев, скандинавов (угадайте?) не было!. А значит (внимание), не было и призвания варягов! Интелектуализация То, что варяги были выходцами с южной Балтики подтверждает наличие керамики фельдбергского и менкендорфского типов в Городке на Маяте. Смещение Как успешно доказал историк (это вам не это!) Аполлон Кузьмин, на территории Европы, Азии и Африки существовало около 50 Руссий. Так откуда мы знаем, что сообщения Повести временных лет относятся к нашей? На самом деле, всё это происходило в другом государстве, вероятно, в Рашке на территории Сербии или Австрийско-дунайской Руси. Идеализация Славяне - самая чистая РАса на земле. Они никогда не смешивались с неславянами и потому единственные(!) сохранили в первозданной чистоте свои гены и язык! В то время, как германцы захватывали города галло-римлян и занимались недостойной еврейской торговлей, позорно смешиваясь с неарийцами, славяне водили хороводы вокруг костров, пели песни (под балалайку), любовались радугой (под балалайку), дружили с деревьями (под гусли), разговаривали с травой, птицами и цветами и могли исцелять все болезни (под балалайку)! Регрессия Вы всерьёз верите в то, что варяги были скандинавами?!!11 Скажите, вы идиот? Или вы просто жалкий тролль? Сколько вам платят за 1 сообщение на форуме? Вас евреи наняли? Небось из Хайфы пишете? Честное слово, ваши доводы просто детский садик... Вытеснение Давай признаем, положа руку на сердце, что первым достоверным князем Руси был Святослав, что доказывает его славянское имя. Известия же о так называемых «варягах», скорее всего, просто выдумка Нестора-летописца. Что было до Святослава мы не знаем, да и зачем это знать? Обесценивание Викинги были тупыми деревенщинами, не способными не то, что завоевать кого-то, но и защитить свои собственные земли! Откуда на своих хуторах они могли научиться воевать? Как они могли быть князьями, если у них ещё не было государств? В итоге их перебили конунги-предатели, продавшиеся немцам и еврейской католической церкви! Идентификация Представьте, что мы с вами скандинавы - поплыли бы мы на Русь? Нет, не поплыли бы! Для чего нам плыть в этот медвежий угол, если под боком сытый и богатый Евросоюз — Германия, Польша, Голландия, Испания? Его мы и поплывем грабить, а на Русь пусть плывут западные славяне, нам не жалко! Сексуализация Скандинавы не случайно так похожи на славян. Во время пиратских набегов на Европу славяне тысячами насиловали скандинавских, немецких и фризских баб, продавая их в рабство византийцам для их грязных оргий и... и... Хм, напомните, про что мы сейчас говорили? Интросекция Мы, светлые русы, никогда не были под властью иноРОДца с чужими богами и никогда не будем! А «кто к нам с мячом придет, тот от мичя же и погибнет», как говорил наш князь Святослав хРАбрый, победитель жидо-хазар (он же король Яр-Тур и бРАвлин)! РАционализация Скандинавы были заинтересованы в славянах гораздо больше, чем славяне в скандинавах. Их сотрудничество со славянами вполне объяснимо, так как оно способствовало их обогащению (духовному, разумеется), ибо свою духовность они давно утратили. МоРАлизация Даже если русскими князьями были скандинавы, знать этого нам не нужно. Сейчас России, как никогда, нужны молодые патриоты, поэтому будет лучше, если в ближайшие лет 20 наши дети будут изучать антинорманистскую версию истории. К (другой) правде мы пока просто не готовы. Диссоциация Мы должны признать, что о тех временах не сохранилось никаких источников. Никто не помнит, как оно было на самом деле, поэтому эту тему не стоит и обсуждать. Смещение Русы были не скандинавами, а...кельтами (ободритами, венграми, балтами, хазарами, литовцами, пруссами, финно-уграми, дреговичами, чудью, древними греками и, кто там у нас ещё был...а, скифами!). Сублимация Мы написали 10 исторических романов о том, как братское западнославянское племя с острова Руян приходит на помощь восточным славянам и вместе с ними изгоняет за море варягов, разбивает иудо-хазарский каганат и громит еврейско-торгашескую Византию. Наша группа "РАсена" выпустила уже второй альбом песен на ободритском языке. А наш штатный плотник освоил древнеславянскую технику изготовления идолов Свентовита из карельской берёзы и мореного дуба! Стоимость одного идола 50 000 рублей, можно в рассрочку. Изоляция эффекта Мне абсолютно всё равно, кто были первыми русскими князьями. Я просто знаю, что это были славяне. Избегание Я не буду обсуждать варяжский вопрос с вами, потому что вы, норманисты, всё равно не слушаете собеседника, не признаёте Чудинова, Фоменко, Прозорова, а также Мавро Орбини и Велесову книгу. Так что вы просто неудачники, до свиданья, не пишите мне больше, я вам не отвечу. Теперь, столкнувшись с одной из этих точек зрения (или, как они сами это величают "научной позицией") вы сможете самостоятельно поставить диагноз!
    663 комментария
    94 класса
    Имена и прозвища старой России производят иногда очень своеобразное впечатление - как и язык. Скажем, во время осады Лжедмитрием II Троице-Сергиева монастыря был острый момент, когда вылазка не очень удалась, супостаты из отряда Лисовского начали теснить русских в монастырский ров, и атаку отбили благодаря героическому крестьянину по имени (или прозвищу?) Суета. Крестьянин Суета был здоровенный мужик, он стоял посреди боя, размахивая бердышем, и отправил к праотцам некоторых атакующих. В этот момент Лисовскому, которого летописец ласково именует "Злонравный лютор" прострелили лицо из лука, а из монастыря явился старец Малафий во главе 20 конных монахов и устроил контратаку. Лисовского, кстати, рисуют прямо богатырем: он "поражал [защитников монастыря] устами меча яко волк агнцев" - правда, его самого за время осады несколько раз ранили - стрелой или пулей в руку, стрелой в лицо и копьем в бедро. Храбрый был, хоть и редкостный сукин сын. А еще, оказывается, костяк лисовчиков составляли наши же местные бандиты. Лисовский поляк, но пополнялся он в основном из местных кадров. Народу у него хватало самого удивительного, от детей боярских и донских казаков до залетных шведов, испанцев и турок. Поляки, само собой, тоже были, но довольно быстро проматывались - отряд часто дрался, бывало побеждал, но регулярно и выгребал. Вообще, осада Троице-Сергиевой лавры просто эпический сюжет. И наши, и супостаты дрались как львы, всяко геройствовали, резкие повороты случались через два дня на третий, а описание индивидуальных подвигов - чисто Илиада. Можете считать это анонсом, мне теперь некуда деваться, надо будет писать. Да, кстати, все кончилось хорошо, наши отбились. Е. Норин
    4 комментария
    31 класс
    Ханский двор в Кремле – легенды или реальность? По легенде в XIII-XIV вв в Московском кремле был Ханский двор – место, где останавливались наезжавшие в Москву послы Золотой Орды. Легенды размещали его в районе Спасских ворот. Одна из них говорит о том, что Чудов монастырь занял во второй половине XIV столетия место ханского двора, подаренное женой хана Джанибека Тайдулой митрополиту Алексию в благодарность за исцеление ее от слепоты. Существует легенда, связывающая закрытие ханского двора с именем второй жены Ивана III Софьей Палеолог. Увидев вещий сон, она дала обет построить в Кремле храм как раз на месте ханского двора у Спасских ворот и получила разрешение на перенос его в другой район Москвы. К сожалению, достоверными данными о наличии в Кремле «посольства» Золотой Орды историки не располагают. И хотя, на миниатюрах Лицевого летописного свода рядом с крестами на храмах виднеются полумесяцы мечетей, археологические материалы не дают возможности выделить какой-либо участок Кремля с характерными для татарского быта вещами и постройками.
    22 комментария
    22 класса
    Бредовая мифология После распада СССР и образования новых независимых государств возникли грандиозные возможности для активизации деятельности поп-историков и создания новых мифов, а интернет дает шанс закрепить и распространить «креативные откровения» отдельных авторов. Все сразу захотели стать великими народами от которых скрывали их настоящее прошлое. На неподготовленную аудиторию подобные опусы воздействуют как электорошокер на кролика, озаряет сразу, и все становится ясно. Попробуем разобрать некоторые фантазии, которые очень популярны в среде интернет пользователей и начнём как всегда с России. Россия: арии, этруски и «кухонная лингвистика» То, что Россия, это пуп Земли, мы знаем, но то что она, с легкой руки, а точнее слова М.Н.Задорнова стала осью вращения Вселенной, оказалось полным откровением. Свет духовности из Аркаима пролился на весь мир, именно оттуда арии принесли цивилизацию всем народам. Он пишет: «Более того, у наших предков, живших в Аркаиме, не было жертвоприношений не только людей, но и животных. Не было рабовладельчества! Загадочный, трудолюбивый, а не торгующий пранарод, давший жизнь всем современным северным европейским народам, а также индийским религиям, древнеиранской философии...» Вот откуда пошла цивилизация!!!!! Кстати, местные ребята неплохо зарабатывают на раскопках Аркаима, поток туристов, готовых прикоснутся к «святыням» растет и вполне возможно составит конкуренцию Тибету. Но больше всего удивляет профессор В.А.Чудинов. Оказывается, о Руси и Москве знали еще этруски, жившие в первом тысячелетии до н.э. Вот так, Рима ещё не было, а Москва была. Его «исследования» основные на «кухонной лингвистики», не имеющей к науки никакого отношения просто поражают. Анализируя надписи на этруском зеркале, он делает такие выводы: «Последняя информация может быть получена при чтении слов на дубинке Геракла. На верхней поверхности читается слово АКРАДЕ, на строке середины – слова СТЯК РУСИ ОН. Это можно понять по-русски, как ВОРУЕТ СТЯГ РУСИ ОН, то есть, иными словами, Крит себе присвоил государственную символику Руси, а именно, ее государственный флаг.» Вот так!!!!! А дальше делается вывод, за что точно можно давать Нобелевку: «Я привел только четыре примера, где фигурирует слово Москва. На самом деле у этрусков таких примеров гораздо больше. И в несколько раз больше примеров со словом Русь.» Без комментариев. Украина: истинная Русь и страна Моксель. Об украх, копающих Черное море писать не буду. Если честно, то не знаю откуда взялся этот фейк. Остановлюсь лучше на труде В. Белинского «Страна Моксель или открытие Великороссии». Красной нитью всего повествования проходит мысль о том, что великороссы-московиты не имели никакого отношения к украинцам и даже более того, были им враждебны, так как этнически происходили от татар и фино-угров, а украинцы — это славяне. В качестве доказательства Белинский приводит цитату В.Рубрука, посланника короля Людовика IX, посетившего ставку Батыя в 1253-1255 гг. и на основнии ее делает выводы: ««Эта страна за Танаидом (Доном. — В.Б.) очень красива и имеет реки и леса. К северу (от ставки Сартака, где пребывал Вильгельм де Рубрук в августе месяце 1253 года, ориентировочно северо-восток Воронежской области. — В.Б.) находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь (князь из династии Рюриковичей. — В.Б.) и большая часть людей были убиты в Германии (поход Батыя в Европу в 1240-42 годах. — В.Б.)… В изобилии имеются у них свиньи, мед и воск, драгоценные меха и соколы. Сзади них (Восточнее. — В.Б.) живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис (мордва. — В.Б.) и они — Саррацины (мусульмане. — В.Б.). За ними (Восточнее. — В.Б.) находится Этилия (Волга. — В.Б.)».[10] Читатель уже понял, как в 1253 году называли будущий народ Московии. Именно так — Моксель!» Чуть выше у Рубрука есть цитата, которая описывает местоположение Руси. «К северу от этой области лежит Руссия, имеющая повсюду леса; она тянется от Польши и Венгрии до Танаида. Эта страна вся опустошена Татарами и поныне ежедневно опустошается ими.» Сопоставляя два высказывания из источника, спросим у г-н Белинского: «Дорогой, Вы случайно в берегах Дона на заблудились? На каком берегу Дона находится Москва и к какой земле, согласно Рубрука, относится она?» И такими неточностями пестрит вся книга украинского писателя. Посмотрим на еще одни перлы «исследователя»: «'Великорусский народ никогда не имел родственных корней с украинским. Он образован на базе финских племен, с последующим смешением с булгарским и татарским этносами. И образовался значительно позже' (Часть 1, глава 5). 'Московия, будучи чистым порождением финно-татарского этноса и монголо-татарской государственности' (Часть 4, глава 5). 'Московия в целом даже в XVI веке была страной не славянского народа, а более жестокого и коварного, имеющего совсем иную психологию и другие исторические корни' (Часть 4, глава 5).». Никто и не делает секрета из того, что в этногенезе русского народа принимали участие финно-угры, но отрицать значительную роль славянских племен в этом процессе, это значит игнорировать данные историографии, источников, лингвистики, археологии, которые подтверждают наличие славян на территории Северо-Восточной Руси. А на все доводы с использованием летописей, археологии и прочего, сторонники Белинского отвечают тем, что все было переписано и сфальсифицировано. Вот так, дорогие россияне, мы с вами прошли путь от великих ариев до страны Моксель. Белоруссия — это Великое Княжество Литовское. Оказывается, не Литва, а современная Белоруссия была Великим Княжеством Литовским. На все недоуменные вопросы литовцев, а кто мы, следует ответ литвинов: «Вы Летуа, то есть жмудь и акушайты» Спор как правило ведут литовские и белорусские историки, причем позиции литовцев в этих прениях все-таки более убедительна. Самое смешное, когда идут дебаты вокруг Грюнвальда. Поляки, ссылаясь на Длугоша победу приписывают себе и особенно упирают на момент где «литва бежала». Литовцы возражают, говоря, что основную тяжесть сражения вынес Витовт. Но тут вступают литвины и говорят, что белорусский князь Витовт не бежал, а совершил заранее продуманный маневр, под названием ложное отступление, чему он научился у татар на Ворксле и вообще то, войском руководил он, а не Ягайло, так что все лавры победителя забираем себе мы-литвины. После таких заявлений, литовцы с поляками пребывают в легком трансе, пока их оттуда не выводит зычный голос русского: «Па-а-а-азвольте, а как же смоленские полки, о которых писал Длугош и которые решили исход боя». И здесь наступает тот редкий момент, которого не знала вся история взаимоотношений России и Польши, когда русский с поляком объединяются ради исторической правды и совместными усилиями пытаются опрокинуть редуты и литовцев, и белорусов. Справедливости ради, стоит сказать, что вышеперечисленные мифы не находят понимания в академических кругах России, Белоруссии и Украины. В большинстве случаев, историки их просто игнорируют, так как опровергать бред, поверьте, очень тяжело. М.Фомичев.
    628 комментариев
    91 класс
    Лебедянский «носоед» Не подьячий, а какой-то монстр, не челобитная, а триллер. В 1653 году жители города Лебедянь жалуются царю на «художества» своего подьячего Ивана Фролова. Год назад, в 1652 году, сын местного помещика Иван Фролов был назначен подьячим в съезжую избу к воеводе Артемию Заболоцкому. Как говорится, открылось окно возможностей и пока оно не закрылось, Иван Фролов решил воспользоваться по полной, то есть, поправить свое материальное положение за счет жителей города. Дело привычное и обыденное. Первым делом он вошел в доверии к воеводе: «для своей бездельной корысти стаковся с воеводы, ест и пьет заодно». По поручению Заболоцкого, Иван должен был собрать с торговых людей недоимки за три года. Собрал 80 рублей, а в Москву отправил 57, а остальными деньгами «завладел». Жителей города обложил пошлинами и откупами в три раза большими, чем положено по царскому указу. На Рождество собрал таких подарков, что и воеводам не снилось. Кто ничего не мог дать, у того забирал жен и дочерей и «бесчестил всяким позорным бесчестьем». Поимел ушлый подьячий и с «гособорнзаказа». По указу Алексея Михайловича надо было изготовить дощаники, небольшие плоскодонные суда. Делать их должны были жители города. Царская казна отпустила средства: прислала смолы, скобы и гроздья. Часть денег надо было взять с таможенных и кабацких пошлин. Фролов делать суда жителям города не дал, отдав заказ «налево» и наняв плотников со стороны, да еще обложил лебедянцев дополнительными поборами. Разрешил сделать только отделку судов, и то, вместо 150 рублей, заплатил работникам 50. К своим темным делишкам привлек наш подьячий и родственников: трех братьев и отца. Знаменитая фраза: «Ну как не порадеть родному человечку», была актуальна и в XVII веке. Причем семейный клан действовал без всякого царского указа, грамоту имел только Иван Фролов. У семейки Фроловых окончательно слетела крыша. Напившись, они, «побивают людишек в кровь», пристают к женам и дочерям жителей города, «поругают и посмехаются». Летом, «ловя ястребцов», топчут хлеб и никакой «обороны и управы» на клан Фроловых жители города найти не могут, так как воевода с ними заодно. Чашу терпения лебедянцев переполнил случай с сыном боярским Агапом Петровым. У него Иван Фролов откусил нос «зубами своими». Агап, от «зубного съедения» долгое время лежал при смерти и получил увечье. Интересно то, что откусывание различных частей тела, было у Фроловых делом наследственным. Отец Ивана, Никифор, отъел у жены стрельца «у руки персты прочь». Окно возможностей закрылось. «Носоеда» отстранили от должности, правда, с очень корректной формулировкой, рукоприкладство. М.Фомичев.
    5 комментариев
    27 классов
    Джамуха — кровный брат и друг детства самого Чингисхана (Тэмуджина). Согласно Сокровенной истории монголов, когда Борте, жена Темуджина, была похищена тремя меркитами, то Ван-хан, Джамуха и Темуджин объединили свои силы против них, чтобы вернуть ее. В 1201 году вожди тринадцати оставшихся враждебных Темуджину племен (среди них были меркиты, татары и найманы), и не связанные с ними монгольские племена (Джадараны, Тайчуиты и др.), собрали Курултай и избрали Джамуху Гур-Ханом - Вселенским правителем. Принятие Джамухой этого титула стало окончательным разрывом между Темуджином и Джамухой, что привело к тому, что Темуджин сформировал свою коалицию племен, чтобы противостоять новому гур - хану. Осенью того же года разразилась великая битва между союзом племен Джамухи и монгольским союзом Темуджина в долине Эргун. Эта решающая битва, известная как Битва тринадцати сторон, завершилась победой Темуджина и его последующим избранием в качестве хана всех монголов. Джамуха был менее расчетлив в привлечении бойцов для племенных войн, так, например, он не брал в войско пастухов, которым не хватало племенного статуса согласно монгольской традиции, что позволило Темуджину быстро оправиться от серии военных поражений, нанесенных Джамухой, и, путем привлечения на свою сторону большого числа простых воинов, выйти победителем в войне с ним. Когда Чингисхан и его союзник Ван-хан начали войну против Джамухи, то он был разбит и бежал к найманам, которые предоставили ему убежище. Несмотря на то, что найманы были одним из сильных и цивилизованных монгольских племен, Чингисхан в 1204 г. двинулся на них и разгромил, подчинив своей власти. Во время поражения найманов Джамухе удалось бежать из плена, однако он был схвачен собственным вассалом и доставлен к Чингисхану, который приговорил его к смерти. Однако, помня о прежней дружбе, Чингисхан разрешил Джамухе умереть без пролития крови, что, по верованиям монголов, почиталось благом для души. Согласно приказу Чингисхана, кости Джамухи с полагающимися почестями были помещены в специальный грот.
    140 комментариев
    97 классов
    Поход крымского хана Девлет-Гирея I и сожжение Москвы (24 мая,1571 г.) Угроза вторжений со стороны Крымского ханства заставляла постоянно держать на южной границе по Оке войска, которые были так нужны на ливонском фронте. Здесь стражу от татар несли во главе русской рати первые лица в государстве: Иван Дмитриевич Бельский, Иван Федорович Мстиславский, Михаил Иванович Воротынский. В 1570 году дело ограничилось нападениями крымских царевичей на каширские, рязанские и новосильские места, а весной следующего, 1571 года в поход выступил хан со всей ордой. Хан рассчитывал на успех, так как захваченные пленные сообщали: «На Москве и во всех городех мор и меженина великая, а рать, де, свою всю... государь послал... в Немцы». Весной 1571 года на Оке, как и раньше, стояли войска во главе с Иваном Дмитриевичем Бельским и Иваном Федоровичем Мстиславским. Их должно было усилить опричное войско, которое во главе с самим царем 16 мая 1571 года выступило из «Слободы на берег». Оказалось, что хан с ордой, к которой присоединился большой отряд ногайцев, хотел предпринять набег в район Козельска, когда в его лагере появился перебежчик — галицкий сын боярский Башуй Сумароков, призвавший хана к походу на Москву. Затем, на «Злынском поле», в лагере хана появилась целая группа перебежчиков — детей боярских из разных южных уездов, которые говорили хану, что «на Москве и во всех городех московских по два года была меженина великая и мор... многие люди вымерли, а иных многих людей государь в опале своей побил; а достальные воинские люди и татарове все в Немцех, а государя, де, чают в Серпухов с опришниною, а людей, де, с ним мало». Все эти сведения соответствовали действительности: страна была разорена голодом, моровым поветрием и опричными казнями, значительная часть войска еще находилась в Ливонии после безуспешной осады Таллина, опричное войско, сопровождавшее царя, было действительно невелико и состояло всего из трех полков. Особую активность проявил сын боярский из Белева Кудеяр Тишенков, предложивший проводить татарское войско «через Оку и до Москвы». Видимо, благодаря содействию Кудеяра были найдены броды на верхней Оке в окрестностях Кром, и орда обошла стоявшую на этой реке русскую армию. Перед татарами оказалось лишь опричное войско во главе с самим царем. Однако оно не приняло боя и отступило. Вскоре после событий царь жаловался литовскому гонцу Ворыпаю, что «мои привели меня на татарское войско, [оно было] в четырех милях, а я о них не знал». О том, что произошло далее, в «Разрядных книгах» сказано кратко и весьма сдержанно: царь «тогда воротился из Серпухова, потому что с людьми собратца не поспел». Более подробна, но столь же сдержанна современная запись, приписка к тексту Никоновской летописи: «Царь и великий князь Иван Васильевич с опричниною в те поры шол из Серпухова в Бронниче село в Коломенском уезде, а из Броннича села мимо Москву в Слободу, а к Москве не пошол, а из Слободы пошол в Ярославль и дошол до Ростова, и тут пришла весть, что Крымский хан пошол прочь». При всей сдержанности записи чувствуется удивление ее автора — царь не поехал в Москву, чтобы готовить столицу к обороне, а уехал на север и увел с собой значительную часть опричного войска: позднее под Москвой опричниками командовал князь Василий Иванович Темкин, который в этом войске ранее занимал не самое заметное место второго воеводы передового полка. Князь Курбский, у которого не было каких-либо причин для такой сдержанности, оценивал происшедшее гораздо более определенно — «бегун пред врагом и храняка (то есть тот, кто хочет сохранить себя) царь великий християнски пред бусурманским волком». Не вызывает сомнений, что царь испугался, но испугался не татар, а прежде всего собственных подданных. По убеждению царя, он оказался в тяжелой и трудной ситуации благодаря действиям «изменников». Что же могут сделать эти люди, если со своим небольшим войском он вступит в бой с татарами? Джильс Флетчер, собиравший при царе Федоре Ивановиче сведения о недавнем прошлом, так и записал, что царь не посмел вступить в битву, «потому что сомневался в своем дворянстве и военачальниках, будто бы замышлявших выдать его татарам». Этими же опасениями за свою власть диктовалось и решение царя увести с собой опричное войско — если бы оно погибло в бою с татарами, была бы утрачена его главная опора. Итак, летом 1571 года, впервые за несколько десятилетий, крымские войска сумели прорвать русскую оборону и двинулись прямо к русской столице, где не было никаких крупных военных сил. После ухода царя с опричным войском на север тяжесть принятия решений пала на плечи земских воевод, стоявших с полками по Оке. Войска двинулись к Москве, чтобы защитить ее от татар, и подошли к столице 23 мая. Русские ратники в порядке, «по полком», подошли к городу. Еще ничего не было потеряно ─ хотя столичный посад в то время и не был укреплен, тем не менее, московский Кремль и возведенные во второй половине 1530-х гг. фортификации Великого посада представляли собой мощную оборонительную преграду, преодолеть которую татарам было не под силу. На московских окраинах встали на позиции главные силы русского войска, диспозиция которых, согласно разрядным записям, выглядела следующим образом: «Князь Иван Дмитреевичь Бельской да Михайло Яковлевичь Морозов стояли на Большой на Варламской улице. Правая рука князь Иван Федорович Мстисловской да Иван Меньшой Васильевичь Шереметев вь Якимовской улице. Передовой полк князь Михайло Ивановичь Воротынской да князь Петр Иванович Татев стояли на Тоганском лугу против Крутицы. А опришнинской розряд стоял князь Василей Ивановичь Темкин Ростовской за Неглинною». Вслед за русскими, видимо, во второй половине дня 23 мая, к Москве вышел и Девлет-Гирей со своим воинством. Сам хан разбил свою ставку, по словам ливонских авантюристов, в Коломенском, а его сыновья в Воробьеве. Татарские фуражиры, рассыпавшись по московским окрестностям, принялись, по своему обыкновению, «душить, грабить и жечь». Вряд ли их действия остались безнаказанными, но приближавшаяся ночь не позволила отдельным стычкам перерасти в полноценное сражение. «Прямое дело» было отложено на завтра, мая. К сожалению, ход сражения, начавшегося у предместий Москвы ранним утром 24 мая 1571 г., не поддается достоверной реконструкции - можно лишь попытаться, сопоставив скудные свидетельства русских летописцев и разрядных книг с победной ханской реляцией, отправленной турецкому султану, нарисовать вероятный сценарий развития событий. В частности, ханская реляция сообщает, что русские, отступив к Москве, поспешили отабориться и из вагенбурга вступили в бой с татарами: «[Русские] расположились укрепленным лагерем [табором] и дали бой». С рассветом (в 5-м часу) 24 мая 1571 г. хан отправил своих «резвых людей» «травитися» с русскими. В свою очередь, как писал летописец, «князь Иван Дмитреевич Бельской выезжал против крымскых людей за Москву реку на луг за Болото и дело с ни[ми] делал». По мере разворачивания схватки Девлет-Гирей и Бельский вводили в бой все новые и новые силы, конные сотни с той и другой сторон бились «лучным боем» и сходились друг с другом в «сьемном бою», врукопашную, на копьях и саблях. Схватка долгое время шла с переменным успехом, как, впрочем, и всякая «травля». Если верить Таубе и Крузе, то хан бросил в бой 20 тыс. своих всадников, и нельзя исключить такой возможности, что, получив временный перевес на поле боя, крымцы сумели оттеснить русских частью к табору, частью - на московские окраины. Что произошло дальше ─ неясно. Девлет-Гирей похвалялся, что его воинам удалось ворваться на плечах отступающих в русский вагенбург, «откуда смогли спастись немногие неверные, которые со своим командующим укрылись во внутренней крепости». Полностью исключить такой возможности нельзя, можно даже предположить, что этот прорыв был связан с ранением «большого» воеводы И.Д. Бельского. Последний, видя, что татары теснят его людей, попытался контратаковать, но был ранен, его люди смешались, и на плечах бегущих крымцы могли ворваться в укрепленный лагерь. Не менее вероятен и другой сценарий ─ в ходе боя, в «пятом часу» (в 9-м часу утра), неприятельские всадники «разорваша острог за Неглинною от Ваганкова и зажьгоша посад» (выходит, что татарам удалось опрокинуть опричников), и «начяша буря велия, начашя с хором верхи с огнем носити по всем улицам». С началом большого пожара русское войско смешалось, и этим воспользовались крымцы, сумев ворваться в табор. В последовавшей схватке были убиты «сходные» воеводы ─ донковский И.И. Козлина Тростенский и новосильский Ф.П. Деев, ранен «большой» воевода Д.И. Бельский, которого его люди сумели увезти в Москву на княжеское подворье, где он вместе со своими близкими и дворовыми задохнулся от дыма: «преставися з дыму и от великого пожару, а был ранен во многих местех от татар месяца мая в 24». Сам факт, что были убиты два воеводы и ранен главнокомандующий, которому по рангу было не положено вступать в схватку (для этого были вторые и третьи полковые воеводы, сотенные головы и рядовые дети боярские), свидетельствует в пользу упорного и ожесточенного сражения. На память приходят только два дела, в которых были убиты «большие» воеводы ─ Оршанское в 1514 г. и Ульское пятьюдесятью годами позже, причем обе битвы были проиграны русскими. Отметим также, что, судя по потерям в командном составе, помимо опричников, в бою сильно пострадал большой полк, который, видимо, и оборонял вагенбург. Так или иначе, но отбить врага русские полки не смогли, а начавшийся пожар стремительно превратился в подлинную катастрофу - сильный ветер раздул огонь и «до девятого часу городы и церкви и посады — все выгорело». Город был уничтожен практически полностью, за исключением Кремля, который получил сильные повреждения от взрывов пороховых складов: «…в ту же пору вырвало две стены городовых: у Кремля пониже Фроловского мосту против Троицы, а другую в Китае против Земского двора; а было под ними зелия». О том, что бедствие имело колоссальный размах и принесло огромные разрушения и жертвы среди населения, в один голос говорят как русские, так и иностранные источники: «и от посадов и в Китае и в Старом городе дворы выгорели и людей безчислено множество погорело и лошадей». Хан, пораженный зрелищем огненной бури, отвел свои войска от пылающей Москвы и встал в Коломенском, оттуда наблюдая за зрелищем грандиозной катастрофы, охватившей столицу Ивана Грозного. Немногие татары, что решились на свой страх и риск разжиться трофеями в охваченном огнем и паникой городе, погибли вместе со множеством москвичей. На следующий день татарская орда двинулась в обратный путь. Из всех стоявших под Москвой войск преследовать татар оказался способен лишь передовой полк князя Михаила Ивановича Воротынского. Стоявший на «Таганском лугу против Крутицы», он, по-видимому, менее других полков пострадал от пожара. Однако этот сравнительно небольшой отряд не мог помешать татарам разорить Рязанскую землю и увести в Крым огромное количество пленных. 15 июня царь прибыл в сожженную столицу и в подмосковном селе Братошине принял гонцов крымского хана. О переговорах, которые имели там место, сохранилось много рассказов, носящих явные черты полуфольклорного происхождения и расцвеченных яркими деталями, которые, однако, не подтверждаются официальной записью о приеме в книге, составленной в то время в Посольском приказе. Переговоры оказались для царя тяжелым испытанием. Устами своих посланцев хан требовал передачи ему Казани и Астрахани. Вызывающий характер носила ханская грамота. Хан, говорилось в ней, искал встречи с царем, но царь бежал от него, он не смог найти его даже в Москве. Это грубое, беспрецедентное оскорбление свидетельствовало о том, что хан вовсе не считал войну законченной сожжением Москвы и намерен был продолжать ее до полной победы. Уже то, что он — великий государь, глава всего православного мира, выслушивал такие оскорбления от «бусурманского пса», было для Ивана Грозного глубочайшим унижением, забыть и простить которое он никак не мог... По материалам: Пенской В.В., Пенская Т.М. «Яз деи деда своего и прадеда ныне зделал лутчи…»: поход Девлет-Гирея I и сожжение Москвы в мае 1571 г. Флоря Б.Н. Иван Грозный. Иллюстрация: Васнецов А.М. Татары идут!
    1 комментарий
    3 класса
Поход крымского хана Девлет-Гирея I и сожжение Москвы (24 мая,1571 г.)
Угроза вторжений со стороны Крымского ханства заставляла постоянно держать на южной границе по Оке войска, которые были так нужны на ливонском фронте. Здесь стражу от татар несли во главе русской рати первые лица в государстве: Иван Дмитриевич Бельский, Иван Федорович Мстиславский, Михаил Иванович Воротынский.
В 1570 году дело ограничилось нападениями крымских царевичей на каширские, рязанские и новосильские места, а весной следующего, 1571 года в поход выступил хан со всей ордой. Хан рассчитывал на успех, так как захваченные пленные сообщали: «На Москве и во всех городех мор и меженина великая, а рать, де, свою всю...
  • Класс
Имена и прозвища старой России производят иногда очень своеобразное впечатление - как и язык. Скажем, во время осады Лжедмитрием II Троице-Сергиева монастыря был острый момент, когда вылазка не очень удалась, супостаты из отряда Лисовского начали теснить русских в монастырский ров, и атаку отбили благодаря героическому крестьянину по имени (или прозвищу?) Суета. Крестьянин Суета был здоровенный мужик, он стоял посреди боя, размахивая бердышем, и отправил к праотцам некоторых атакующих. В этот момент Лисовскому, которого летописец ласково именует "Злонравный лютор" прострелили лицо из лука, а из монастыря явился старец Малафий во главе 20 конных монахов и устроил контратаку.
Лисовского, кста
Ханский двор в Кремле – легенды или реальность? По легенде в XIII-XIV вв в Московском кремле был Ханский двор – место, где останавливались наезжавшие в Москву послы Золотой Орды.
Легенды размещали его в районе Спасских ворот. Одна из них говорит о том, что Чудов монастырь занял во второй половине XIV столетия место ханского двора, подаренное женой хана Джанибека Тайдулой митрополиту Алексию в благодарность за исцеление ее от слепоты.
Существует легенда, связывающая закрытие ханского двора с именем второй жены Ивана III Софьей Палеолог. Увидев вещий сон, она дала обет построить в Кремле храм как раз на месте ханского двора у Спасских ворот и получила разрешение на перенос его в другой район
Продвижение католицизма на русские земли в 14-15вв
К концу 40-х гг. XIV в. польский король Казимир утвердил свою власть над значительной частью галицко-волынских земель, с переходом Галичины и (временно) Волыни под власть правителя-католика в положении православных и католиков не могли не произойти значительные изменения. Прежде всего теперь католическим подданным короля принадлежало привилегированное место в обществе.
Государственная власть ставила своей задачей увеличение числа католиков на галицких землях. Польским дворянам короля раздавались посты в местной администрации и земли из состава королевского (ранее княжеского) домена. Одновременно принимались меры для привлечения на эти зе
С превращением христианства в господствующую религию началась борьба церкви с язычеством, а, значит, со всеми формами физической культуры, связанных с ритуальными состязаниями, играми, танцами, видами упражнений, выполняемых в честь языческих богов. С другой стороны, полностью придать анафеме физические упражнения было невозможно, т.к. для укрепления власти феодалов были необходимы сильные, выносливые воины.
Известно, что основную часть подготовки оруженосцев к посвящению в рыцари составляла физическая подготовка, и существует множество доказательств того, что тренировки основывались на последовательной гимнастике. Дошедшие до нас манускрипты и гобелены показывают оруженосцев, отжимающихся
Древними москвичи чистили уши копоушками и защищались кистенями
Московские археологи работают круглогодично, а с мая начинается полевой сезон и длится он до октября. Metro узнало о находках, сделанных в 2024-м
В мае с установлением теплой погоды традиционно стартует новый археологический сезон, который продолжается в наших широтах до октября. Однако в Москве уже есть «находки нового урожая»: на некоторых объектах работы продолжаются и в холодную пору. Новую подборку обнаруженных столичными археологами предметов представил публике глава курирующего эту отрасль Департамента культурного наследия города Алексей Емельянов.
Среди наиболее древних и ценных находок — детские игрушки, обнаруженные
Древний суп из Китая.
При строительстве нового аэропорта в 2010 году возле старой столицы Китая Сянь в провинции Шэньси в древней гробницы была обнаружена кастрюля супа возрастом 2400 лет. Трёхногий бронзовый посуда была настолько хорошо запечатан, что суп, в котором было несколько костей, был еще жидким, но позеленел из-за окисления бронзы.
Сегодня хочется показать вот такой вот замечательный горшок, происходящий из раскопанного в 1973 году подпола наземной постройки во Владимире. Автор работ интерпретировала объект как землянку, но скорее всего, это был именно подпол наземной постройки. Ранее горшок никогда не публиковался.
Источник: Мошенина Н.Н. Отчет об археологических раскопках, проводившихся на могильнике "Сунгирь" и в г. Владимир в 1972-1973 гг. // Архив ИА РАН. Р-1. №5193.
  • Класс
Рис. 1, 1б - Фига, также известная как «manus fica», была римским апотропаическим жестом. Этот жест имитирует проникновение мужского органа в женский так, что два органа, которые порождают жизнь, могут быть хорошим противоядием от любого сглаза.
Бронзовый амулет из Помпеи - 1я сек. доц. - Секретный кабинет Национального археологического музея Неаполя.
Рис. 2 - Картина Николь ò Пьетро Герини, насмешка над Христом в милосердии среди страстных символов - 1405-06. Национальный музей средневекового и современного искусства, Ареццо, Тоскана
Показать ещё