Московский Художественный Текстиль В Москве работает большая группа художников текстиля, объединенных в специальную секцию в Московской организации Союза художников СССР. Этот коллектив начал свою активную творческую деятельность в шестидесятые годы, и с тех пор искусство текстиля постоянно развивается, к старшему поколению присоединяются более молодые художники, главным образом выпускники Московского текстильного института. Многие гобелены и занавесы московских художников украшают интерьеры общественных зданий — они размещены в клубах, холлах гостиниц, фойе театров, в залах государственных учреждений. Цель авторов этих произведений не только создать эффектное декоративное украшение, но и,
ДЕГА (Degas) Илер Жермен Эдгар (19.7.1834, Париж,—27.9.1917, там же), французский живописец, график искульп-тор. В 1855—56 учился в Школе изящных искусств в Париже. В 1854—59 подолгу жил в Италии; изучал иск-во итал. кватроченто. Испытал влияние Ж. О. Д. Энгра, усилившее пристрастие Д. к линейной основе живописной формы. Начал со строгих по композиции ист. картин и портретов («Семейство Беллелли», ок. 1858—60, Музей импрессионизма, Париж). Наметившийся у Д. в кон. 1860-х гг. принцип острого, динамичного восприятия окружающей среды и повседневного бытия человека сблизил художника в 1870-х гг. с импрессионизмом. Увлечённый многообразием и подвижностью гор. жизни, он пишет современный ему Па
Кино Грузии (часть 2) Первый груз, звуковой фильм — «Шакир» («Роте Фане», 1932, реж. Л. Д. Эсакиа). В 30-е гг. в груз, кино ведущее значение приобретает историко-революц. тематика, значит, место принадлежит фильмам «Последний маскарад» (1934) и «Арсен» (1937) (реж. обоих фильмов М. Э. Чиаурели); «Последние крестоносцы» (1934) и «Дарико» (1937) (реж. обоих фильмов С. В. Долидзе) и др. Традиции груз, комедии развивали режиссёр Д. Е. Рондели («Потерянный рай», 1938, «Запоздалый жених», 1940) и др. Н. М. Шенгелая поставил фильм «Золотистая долина» (1937) о колх. деревне. В сер. 30-х гг. начался выпуск груз, мультфильмов («Аргонавты», «Чиора», «Пройдоха», реж. всех фильмов В. Я. Муджири). В годы
Кино Грузии (часть 1) Киносъёмки в Г. впервые осуществлены в 1908—10 В. Я. Амашукели и А. Д. Дигмеловым. В 1912 В. Я. Амашукели снял киноочерк «Путешествие Акакия Церетели по Раче и Лечхуми», к-рый явился первым значит, произведением груз, документ, кино. В 1916 А. Р. Цуцунава приступил к съёмкам первого художеств, фильма «Христинэ» (по Э. Ниношвили), который вышел на экраны в 1917. Подлинное развитие национального киноискусства начинается после установления в Г. Сов. власти. В 1921 на экраны вышел первый груз. сов. историко-революционный художественный фильм «Арсен Джорджиашвили» (реж. И. Н. Перестиани, сценарий Ш. Н. Да-диани). Для груз, кино 20-х гг. характерны экранизации: «Сурамская кр
Драматический театр Грузии (часть 3) Ставилась нац. классическая драматургия. На сцене Театра им. К. А. Марджанишвили шли «Гурия Ниношвили» Ш. Н. Дадиани по Э. Ф. Ниношвили (1934), «Сломанный» мост» И. Г. Чавчавадзе (1935), «Иные нынче времена» А. А. Цагарели (1935), «Пастырь» по А. М. Казбеги (1948) и др.; Театр им. Ш. Руставели осуществил постановку пьес: «Осенние дворяне» по Д. С. Клдиашвили (1936), «Первый шаг» по Г. Е. Церетели (1948), «Отарова вдова» по И. Г. Чавчавадзе (1952), «Бахтриони» по Важа Пшавела (1960) и др. Театры ставили рус. классику: произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина. Особенный успех имел «Ревизор» Н. В.
Драматический театр Грузии (часть 2) Победа в Г. Сов. власти (1921) принесла театру обновление, обогатила его новым содержанием, поставила перед ним возвышенные цели. К. А. Марджанишвили возглавил сов. груз, театр, стал его основоположником и реформатором. Поворотным событием в жизни груз, театра явилась постановка К. А. Марджанишвили спектакля «Овечий источник» («Фуэнте овехуна») Лопе де Вега (1922) в организованном в 1921 Театре им. Шота Руставели. Созвучность этого спектакля революц. эпохе, выдвижение на первый план темы народа, дух героики и романтики, высокая проф. культура сделали спектакль значит, явлением в истории сов. театра. Затем были поставлены пьесы: «Затмение солнца в Грузии
Драматический театр Грузии (часть 1) Существование в Г. театрально-зрелищной культуры в 5 в. до н. э. подтверждается археологич. находками и памятниками др. культуры. Большое развитие получил нар. театр, в особенности берикаоба—древнейший импровизац. нар. театр масок, с его прогрессивной, радикальной, антицерк. направленностью, и кееноба — массовое карнавальное празднество, выражавшее высокий пат-риотич. дух народа. Ещё в эпоху рабовладения появляется своеобразная форма театрально-зрелищного иск-в* — са-хиоба (представления в масках, сопровождающиеся музыкой), включавшая декламацию, выступления акробатов, жонглёров. Сахиоба как дворцовый театр получила наибольшее развитие в ср. века и сущес
Танец и балет Грузии (часть 3) A. Д. Мачавариани (1957), «Гамлет» Р. К. Габичвадзе (1941) и др. Отдельные постановки осуществили Г. И. Давиташвили («Доктор Айболит» И. В. Морозова, 1949, и др.),'-А. И. Церетели, Т. Г. Санадзе, Р. В. Долидзе («Сокровище голубой горы» С. ф. Цинцадзе, 1956), 3. М. Кикалейшвили («Хореографические новеллы» Б. А. Квернадзе, 1964), Р. А. Цулукидзе («Мцири» А. М. Ба-ланчивадзе, 1964), А. В. Чичинадзе («Поэма» С. ф. Цинцадзе, 1964). В числе артистов, работавших в разные годы: нар. арт. СССР — В. М. Чабукиани, H. Ш. Рамишвили, И. И. Сухишви-ли, В. И. Вронский (Надирадзе); нар. арт. Груз. ССР — Е. Л. Гварамадзе, B. В. Цигнадзе, М. В. Бауэр, 3. М. Кикалейшвили, Т. М.
Танец и балет Грузии (часть 2) В Г. св. 200 танц. ансамблей. Наиболее известные: Засл. академич. ансамбль нар. танца Груз. ССР (осн. в 1945), танцевальная группа Засл. ансамбля нар. песни и танца Груз. ССР (осн. в 1885), ансамбли нар. танца Аджарии, гг. Руста-ви, Кутаиси и др. Первая балетная труппа в Г. начала формироваться в 1852, когда на сцене оперного театра в Тбилиси впервые выступили артисты балета Т. Чеснова, А. П. Павлова, В. Панов и др. в балетах: «Пери» Н. Бургмюллера (1852), <Жи-зель» А. Адана (1853) и др. Позднее в оперном театре в разное время работали балетмейстеры: К. Ш. Беккефи, А. А. Романовский, С. ф. Вакарец и др.; артисты: А. Г. Алексидзе, М. И. Перини, Е. С. Ленчевска
Танец и балет Грузии (часть 1) Археологич. и лит. источники свидетельствуют, что предшественницей груз, танц. иск-ва, очевидно, была массовая охотничья пляска, исполнявшаяся в честь бога плодородия — Луны. Развитие земледелия и скотоводства породило обряды с ритуальными плясками (усложнённые хороводы: мперхаобис дге, перхули, чвениереба, адрекила, бери-каоба и др.). Один из древнейших мужских танцев — охотничья пляска фунд-руки (позднее дополнилась гимнастич. упражнениями). Воинственный характер нек-рых мужских танцев формировался в условиях войн: таковы танец воинов хоруми, лазури, идумала, мтиулури, спортивно-гимнастич. танец фарца-куку, пляска с кинжалами ханджлури, пляска всадника мхару
Показать ещё