Мой дед говорил: «Каждый должен что-то оставить после себя. Сына, или книгу, или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведённую из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращённое тобою дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив.» Рэй Брэдбери
    241 комментарий
    1.2K класса
    Великий Козинцев был, пожалуй, единственным режиссёром, который сумел по-настоящему понять масштаб одарённости Олега Даля. И почувствовать, что плата за него окажется чрезвычайно высокой. Козинцев, который терпеть не мог актёрских опозданий и уж тем более увлечения спиртным, Далю прощал всё. Он говорил: «Мне его жалко, он не жилец». Григорий Михайлович Козинцев пригласил Олега Даля сыграть шута в своем будущем фильме «Король Лир». Именно пригласил. Все произошло очень обыкновенно. Режиссёр Н. Н. Кошеверова показала Григорию Михайловичу отрывки из фильма «Старая, старая сказка», где Даль сыграл грустного, печального кукольника и веселого находчивого солдатика. Потом короткий разговор режиссера с актером и утверждение на роль. …Усть-Нарва. Последняя съемка. Собрана огромная массовка, техника, и еще надо учитывать тяжелейшие природные и бытовые условия. К тому же - половина группы больна. Но Даль работать не в состоянии. Съемка сорвана. Летит план, а Козинцев берет вину на себя. Приведены доводы, с которыми не поспоришь, - плохое самочувствие режиссера… Григорий Козинцев о работе Даля в фильме «Король Лир»: «Олег Даль - именно такой шут, какого я представлял: у него лицо мальчика из Освенцима... которого заставляют играть на скрипке в оркестре смертников; бьют, чтобы он выбирал мотивы повеселей». Кто-то спросил Козинцева, почему у него в «Короле Лире» шут остаётся до конца, ведь у Шекспира он исчезает в третьем акте. «<…> Я так люблю этот персонаж, так люблю этого артиста, мне жалко было потерять шута в середине пьесы. <…>Олег Даль помог мне еще больше полюбить этот образ. Измученный мальчик, взятый из дворни, умный, талантливый, - голос правды, голос нищего народа; искусство, загнанное в псарню, с собачьим ошейником на шее». Из письма Козинцева Далю после фильма «Плохой хороший человек» (чеховская «Дуэль»): «Олег, милый, смотрел фильм. Вы мне очень понравились. Удачи и счастья (29 апреля 1973 г.)». Это было последнее письмо Козинцева – 11 мая он скончался. 12 мая в дом Григория Козинцева пришла телеграмма от Даля: «Я всегда буду ненавидеть вчерашний день».
    14 комментариев
    133 класса
    Важно ни у кого не просить. И у детей не просить. Дама шестидесятилетняя заболела. У нее хлеб закончился. Хотела попросить соседку сходить в магазин, но передумала. Поела суп без хлеба. И ничего: организм не «ругался». Однако главное в другом: она не стала просить. Она уже как-то побывала в подобной ситуации. У нее молока не было, а из дома выйти не могла. Соседка согласилась помочь. И принесла молочко только на следующий день. У нее не получилось. А больная женщина ждала, и переживала. Но в конечном итоге без молока обошлась. Она полагает, что нельзя нарушать принцип независимости: никогда ни у кого ничего не просить. Так легче, и даже, как ни странно, интереснее жить. Поняла это еще в детстве, когда списала у подружки контрольную работу. Всё открылось, и неприятность получилась. Женщина начала вырабатывать в себе этот принцип независимости. Нужно просить только в крайнем случае, когда не просить нельзя. Например, не брать деньги в долг. Постараться обойтись. Попросишь у друга – он даст. А о чем он подумал? Не признается. Вдруг это не понравится, к примеру, его жене. И у него во внутреннем мире останется неудовольствие. И у взрослых детей тоже не следует просить. Тоже только в крайнем случае. Если уж совсем жуткий приступ. А так – полежать, встать и ту же лапшу сварить и поесть с подсолнечным маслом. Но не просить: спать спокойно будешь. Потом поправишься – и все наладится. Лучше не напрягать никого. Если праздник наступил, и тебя не позвали – сын, дочь, подруга, родня – не стоит напрашиваться. Отсиди дома. Только себя не жалей. Это очень важно: себя не жалей! Появится в голове ненормальная мысль: детей вырастил, а за молоком сходить некому – всё. Это обида пришла, она лишит последних сил. Или потратил пенсию, а дочь не спросит, есть ли у тебя папа (или мама) деньги? И пожалеешь себя. Это опять обида. Она разрушит и здоровье, и отношения с дочерью. То есть стараться вообще ничего не просить. А потом порадоваться: благодарю, Господи, что помог мне обойтись без просьб. И у меня всё получилось. Не просить ни хлеба, ни денег, ни зрелищ. Ни совета и ни привета. Тогда придет и совет, и привет, и деньги, и хлеб со зрелищами. Я тоже это испытал. После просьбы на душе каменно делается. Неприятно, будто кошка нагадила. Когда обойдешься, разбудишь в себе разум – получишь награду: спокойную совесть. Георгий Жаркой
    142 комментария
    784 класса
    #Цитата #ТатьянаЧерниговская #ГалинаМуравченко #ЛитСалон
    35 комментариев
    577 классов
    «Ты преступила закон Божий, и я тебя спасти не могу...» За что Пётр I казнил свою фаворитку Марию Гамильтон. В то хмурое мартовское утро 1719 года она шла на плаху, как на праздник – в белом шёлковом платье, накинув на плечи бархатную мантию, а её роскошные пепельные волосы украшали чёрные ленты. Даже видавшему виды палачу не приходилось рубить голову такой красавице. Белизна её наряда символизировала радость, и сама обречённая была, казалось, исполнена веселья. Значит, была ещё жива надежда на спасение. Ведь наряжалась и прихорашивалась она не для всех, а только для него одного – для главного своего судьи и повелителя, царя Петра Алексеевича. Увидит государь такую красавицу – и вспомнит о своей прежней страстной любви к ней и, конечно, помилует... И вдруг – фигура царя появилась перед толпой зевак. Вот Пётр уже поднимается на помост, вот подходит ближе и разглядывает её - дрожащую от сырости и мартовского холода, но с такой мольбой в глазах о спасении. А оглядев, отходит назад, сказав лишь то, что топор палача не коснётся её головы. И в этот момент орудие казни взметнулось вверх... Этому трагическому сюжету российской истории посвящено как минимум несколько художественных произведений. Например, известная многим картина живописца Павла Сведомского, написанная в 1904 году и хранящая ныне в Омском областной музее изобразительных искусств - «Мария Гамильтон перед казнью». Ещё одна картина запечатлела Петра I на плахе, рядом с палачом. В руках царя – отсечённая голова Марии. По словам очевидцев, а скорее, по легенде, голова опальной фрейлины покатилась прямо к ногам Петра, он поднял её, поцеловал в губы, а затем, перекрестившись, молча ушёл… О любвеобильности царя-реформатора ходили легенды. Даже в поездки Пётр брал с собой небольшой гарем «метресс», которые не перевелись и после его женитьбы на Екатерине. Из их переписки следует, что царица сама посылала Петру таких девушек из своего окружения. Да и знатные дамы не оставались для царя неприступными. Перечислить всех метресс Петра затруднительно. По данным историка-публициста Андрея Буровского, «общее число известных бастардов Петра I достигает по крайней мере 90 или 100 человек. Число неизвестных детей Петра, может быть, ещё больше». По многочисленности потомство царя вполне сопоставимо с отпрысками «короля-солнце» Людовика XIV. Правда, их всех перещеголял венценосный «брат» Петра, Август II Сильный, король польский и курфюрст Саксонский, признанный дамский угодник и, между прочим, советчик русского царя в альковных делах – по преданию, у того было 700 метресс и свыше 350 детей. Мы не знаем, где фиксировал Август II свои любовные похождения, а у Петра для сих целей имелся специальный «Постельный реестр», куда он вносил имена тех, кто непременно должен оказаться в государевой постели. В этот царёв реестр попала и Мария Гамильтон, отличавшаяся редкой красотой и, как бы мы сказали сейчас, отчаянным кокетством (это слово появилось в русском языке позднее – а тогда это называли «глазолюбность»). ⠀ Мария Гамильтон (на русский манер фамилию её предков переиначили в Гомонтовых) происходила из древнего шотландского рода. Её предки с давних пор служили России: они перебрались в Московию ещё при Иване Грозном и занимали высокие должности при русском дворе. Отцом Марии был Виллем Гамильтон, состоявший в родстве с Артамоном Матвеевым — воспитателем Натальи Нарышкиной, матери Петра I. Сама же Мария появилась при дворе Петра в 1709 году - предположительно, тогда ей было около 15-ти лет. Эта красивая, стройная, весёлая девушка сразу понравилась Екатерине Алексеевне (тогда ещё невенчанной жене царя, родившей ему двух ещё не признанных дочерей), и она сделала её своей фрейлиной. Обеих дам объединили тяга к роскоши, страсть к нарядам и новым французским модам - со временем они так сдружились, что к 1715 году Мария состояла в «ближних девицах» императрицы. И совсем неудивительно, что такую красивую и интересную девушку вскоре заметил и сам самодержец. Личный токарь царя, Андрей Нартов, вспоминал: «Впущена была к его величеству в токарную присланная от императрицы комнатная ближняя девица Гамильтон, которую он, обняв, потрепал рукою по плечу да сказал: «Любить девок хорошо, да не всегда. Иначе, Андрей, забудем ремесло». После сел за станок и начал точить». Ремесло император не забыл, но и Марию не прогнал, а повелел ждать его вечером в своих покоях... ⠀ Обладая авантюрным характером и неукротимым стремлением к роскоши, юная шотландка, став фавориткой царя, уже мысленно примеряла на себя царскую корону. Что ей до безродной стареющей жены Петра? Разве может Екатерина сравниться с ней, поистине царственной, пленительной Гамильтон?! Но Марии не довелось праздновать победу - царь довольно быстро к ней охладел, хотя порой и продолжал время от времени бывать в её опочивальне. И напрасно Екатерина Алексеевна видела в ней грозную соперницу – пресытившись страстью, монарх уже искал новых любовных побед на стороне, однако никакие фаворитки не могли заменить Петру его «драгоценную Катеринушку». В отличие от Марии Гамильтон она сумела стать Петру нужной – его незаменимой подругой и поверенной в делах. ⠀ Однако отвергнутая красавица-фрейлина, замеченная самим царем, горевала недолго - уже скоро у неё нашлось немало утешителей. Правда, всем придворным сердцеедам, желавшим заполучить сердце Марии, приходилось соблюдать крайнюю осторожность. При дворе было известно, что Пётр не прощал измены даже бывшим своим фавориткам, а потому и им, и самим метрессам грозила смертельная опасность. Например, камергер Виллим Монс, обративший мимолётное внимание на Гамильтон, говорил о необходимости сохранять тайну любви. Несмотря на это, Мария несколько раз уже была на волосок от погибели - известно, что она неоднократно носила в себе «греховный плод», но всякий раз ей удавалось от него избавиться, хотя дело это было крайне рискованным. ⠀ Историки свидетельствуют, что несмотря на все свои любовные похождения, мысль вновь завоевать сердце Петра не оставляла Гамильтон. И только осознав, в конце концов, всю тщетность своих усилий, она остановила свой выбор на царском денщике Иване Орлове. Стоит заметить, что во времена Петра денщики подбирались самим государем (а он слыл тонким психологом и физиономистом!), являлись близкими ему людьми, коих тот посвящал во многие сокровенные дела державы. И подбирались они не из лучших дворянских фамилий, а по «годности», то есть по личным заслугам. ⠀ Вне дворца Орлов и Гамильтон вели весьма праздную жизнь – шумные развлечения, кутежи, дорогие подарки... Как выяснится позже, за Марией числился ещё один грех: в то время она стала воровать драгоценности царицы, продавала их и на эти деньги покупала дорогие подарки своему возлюбленному. Возможно, это никогда бы и не вскрылось, если бы не стечение обстоятельств, приведшее в итоге к трагическому концу... ⠀ Шёл 1718-й год, во всю раскручивалось дело царевича Алексея, обвинённого в государственной измене и заговоре против отца. Повсюду искали врагов, в Тайной канцелярии совершались страшные пытки… Иван Орлов погорел по собственной глупости. Он тоже решил выслужиться и подал Петру донос на каких-то людей. Царь сунул записку в сюртук, чтобы почитать её на следующий день, но бумага провалилась за подкладку, и поутру государь, хватившись и не найдя доноса, рассвирепел, решив, что Орлов передумал и выкрал донос из его кармана. На беду, Орлова нигде не было. Нашли его в каком-то «вольном доме», где он проводил ночь, и приволокли к царю. ⠀ «Иван Орлов пропьянствовал всю ночь с Сёмкой Мавриным да с двумя голландскими полшкиперами, и часу в шестом утра, когда кумпания еле расползлась, выбрел на большую першпективу, раздумывая над задачей: когда пойти к Марьюшке?... Вихляя из стороны в сторону, цепляясь за деревья, плохо принявшиеся в болотной почве, Орлов икал от перегара, какой шибал в голову не хуже немецкого мушкета», — говорится в исторической повести писателя Глеба Алексеева «Мария Гамильтон», вышедшей в свет в 1933 году (спустя пять лет её автор стал жертвой «большого террора», а потому и повесть, как и ее автор, впоследствии оказалась совершенно забытой). Не зная, за что именно царь на него прогневался, Орлов решил сразу же во всём сознаться: мол, виноват, сожительствовал с Марьей Гомонтовой. Сообщил и о том, что она имела от него двоих детей, родившихся мёртвыми. Причём, в этой зазорной связи, как и в других грехах, Орлов, выгораживая себя, настойчиво обвинял Марию. Тут, весьма кстати, царь вспомнил, что недавно в дворцовом саду нашли трупик новорождённого младенца, завёрнутый в дорогую салфетку. И соотнеся сей факт с Гамильтон, Пётр приказал схватить фрейлину. ⠀ Марию и Орлова отправили под арест, началось следствие. В комнатах у Гамильтон провели обыск, нашли много украденных вещей царицы, в том числе ювелирные украшения с алмазами. А под пытками Мария призналась, что крала драгоценности, чтобы покрыть долги Орлова, и что двоих зачатых детей она вытравила каким-то снадобьем; последнего (родившегося) ребёнка сразу после рождения утопила и приказала служанке куда-нибудь выбросить тело. Призналась Мария и в том, что выдавала секреты царицы и рассказывала мол, что та кушает воск, дабы вывести с лица угри. По нынешним меркам, это ничего не значащий пустяк, а в ту пору это было тяжким преступлением, злонамеренным раскрытием тайн косметических уловок первой дамы России, распространением слухов, порочащих её Величество. ⠀ А что же Екатерина? В этой далеко не простой ситуации она проявила истинное благородство и добродушие. Царица не только сама ходатайствовала за преступницу, но даже заставила вступиться за неё вдовствующую царицу Прасковью Фёдоровну. Заступничество царицы Прасковьи имело тем большее значение, что всем было известно, как мало она была склонна к милосердию. Но Пётр оказался неумолим: «Я не хочу быть ни Саулом, ни Ахавом, нарушая Божеский закон из-за порыва доброты». ⠀ Нельзя сказать, что приказ Петра I «казнить смертию» Марию Гамильтон за вытравливание плода и детоубийство был непомерно жестоким. Это преступление противоречило как юридическим нормам той эпохи, так и православной морали. Тогда считалось, что жизнь человека начинается не с момента его рождения, а с зачатия. Ещё в 1649 г. в Уложении, принятом при царе Алексее Михайловиче, была введена смертная казнь за аборт. «А смертные казни женскому полу бывают за чаровство, убийство – отсекать головы, за погубление детей и за иные такие же злые дела – живых закапывать в землю», - говорилось там. ⠀ До Петра Великого отношение к незаконнорожденным детям и их матерям в России было ужасным. Чтобы не навлекать на себя беды, матери, несмотря на строгость наказания, подбрасывали прижитых детей в чужие семьи или же безжалостно вытравляли плод из чрева, а если ребёнок родился, то нередко и умерщвлялся. В целях искоренения этого зла Петр I в 1715 году издаёт указ «О гошпиталях», где, в частности, отмечает: «Зазорных младенцев в непристойные места не отмётывать, а приносить в гошпитали и класть тайно в окно». И далее – вновь угроза матерям-детоубийцам: «Коли кто умертвит такого младенца, то за оные такие злодейственные дела сами казнены будут смертию»... ⠀ И всё-таки, по понятиям того времени для таких преступлений, как детоубийство, находилось много смягчающих вину обстоятельств. Но Пётр, решая судьбу преступницы, не только неукоснительно следовал букве Закона – его одушевляло мстительное чувство оскорблённого любовника. Непостоянный, сам изменявший женщинам с лёгкостью, царь в то же время не прощал неверность. Вспомним, в какую ярость привела царя им же брошенная первая жена лишь тем, что посмела кого-то, кроме него, полюбить! А как был жестоко пытан и мученически казнён её возлюбленный майор Глебов! А разве не безжалостен был Пётр по отношению к своей прежней любовнице Анне Монс: у неё отобрали дом и ценные подарки; годы находилась она под домашним арестом – ей запрещалось ездить даже в кирху. Пётр был самодержец и собственник, не желавший ни с кем делиться даже своим прошлым. ⠀ Марию Гамильтон несколько раз пытали в присутствии царя, но до самого конца она отказывалась назвать имя своего сообщника. Последний же думал только о том, как бы выгородить себя и во всех грехах снова винил её. Этот предок будущих блистательных Орловых – фаворитов Екатерины II – вёл себя отнюдь не по-геройски. Поднимаясь к эшафоту, Мария пошатнулась, теряя от страха сознание, но когда увидела Петра, заулыбалась. «Её губы — белые и чуть согнутые — запеклись слюною бессонницы, - писал Глеб Алексеев в повести «Мария Гамильтон». - И, глядя на них, Пётр вспомнил, что он никогда не слышал их смеха... Всегда в этой женщине оставалось что-то для неё самоё, и, даже всходя на смерть, это неузнанное и скрытое она несла как святыню. Мутное, странное раздражение, как к прекрасному непонятному насекомому, какое вот-вот улетит, на какое надо броситься и раздавить шапкой, опять овладело Петром с прежней силой. Он протянул Гамильтон руку, и, опираясь на неё, она присела в реверансе, как приседала, бывало, на ассамблее, когда царь приглашал её к танцу». ⠀ Говорили, что Мария буквально до последних минут не теряла надежды. Но государь помилования ей не объявил. По словам Фуциуса, придворного при Петре I, столяра, видевшего ту казнь, он молвил: «Поскольку ты преступила Божеский и государственный закон, то я тебя не могу спасти. Снеси с бодростью духа сие наказание, принеси Богу чистое молитвой покаяние и верь, что он твоё прегрешение, яко милосердый судия, простит». Затем Пётр что-то прошептал на ухо палачу, тот взмахнул мечом и в мгновение ока отсёк голову стоящей на коленях женщине. Так Пётр, не нарушив данного Марии обещания (что топор палача не коснётся её головы), заодно опробовал привезённый с Запада палаческий меч — новое в России орудие казни, впервые тут использованное вместо грубого топора. ⠀ После этот Пётр поднял отрубленную голову Марии и почтил её поцелуем. А дальше было ещё более странное. Так как государь считал себя сведущим в анатомии, то при этом случае он посчитал долгом рассказать и показать присутствующим различные части в голове, потом поцеловал ещё раз, бросил на землю, перекрестился и ушёл. ⠀ Что же касается денщика Ивана Орлова, то спустя год он был прощён царём и даже повышен в чине. Пётр строго настрого велел своему бывшему денщику больше не попадаться в сети коварных красавиц. А голову Марии Гамильтон царём было велено заспиртовать и хранить в Кунсткамере – первом русском музее. Там она пролежала полвека, и все уже забыли, кому принадлежала эта голова. Появилась даже легенда о том, что некогда Петр Великий повелел отрубить голову самой красивой из своих придворных дам и заспиртовать её, чтобы потомки знали, какие красавицы были в те времена… ⠀ В конце XVIII века княгиня Екатерина Дашкова, возглавлявшая Академию наук, обнаружила перерасход спирта в подведомственной ей Кунсткамере. И проведённая ревизия выяснила, что он требуется для поддержания в форме хранящихся заспиртованных голов. Дальнейшие изыскания установили, что это головы Марии Гамильтон и казнённого в 1724 году любовника Екатерины Алексеевны, Виллима Монса. Дашкова рассказала об этой находке своей подруге, императрице Екатерине II. По легенде, та повелела закопать их в том же подвале, где они хранились долгие десятилетия. Но и после того, ещё в пушкинские годы, сторож Кунстакамеры показывал посетителям голову мальчика-подростка, выдавая её за голову Марии Гамильтон…
    203 комментария
    923 класса
    320 комментариев
    884 класса
    «Наряду с внешними привлекательными качествами маленький наследник обладал, пожалуй, ещё более привлекательными внутренними. У него было то, что мы, русские, привыкли называть «золотым сердцем». Он легко привязывался к людям, любил их, старался всеми силами помочь, в особенности тем, кто ему казался несправедливо обиженным. Его застенчивость благодаря пребыванию в Ставке почти прошла. Несмотря на его добродушие и жалостливость, он, без всякого сомнения, обещал обладать в будущем твёрдым, независимым характером. «Вам будет с ним труднее справиться, чем со мной» — не без гордости сказал как-то государь одному из министров. Действительно, Алексей Николаевич обещал быть не только хорошим, но и выдающимся русским монархом». А. А. Мордвинов о Цесаревиче Алексее Николаевиче.
    2K комментариев
    3K классов
    Маленькая Анна Герман с родителями и бабушкой, 1936 год, Ургенч, Узбекская ССР. Через год отец, Евгений Фридрихович Герман, был арестован и расстрелян. Eму было всего 28 лет. Мaть, Ирма, прожила долгую жизнь и умерла в 2007 году, пережив мужа и дочь Анну.
    383 комментария
    1.6K классов
    #cтихивкартинках #утро #литсалон
    30 комментариев
    629 классов
    Почему друзья отвернулись от актрисы Софьи Пилявской В молодости она была так красива, что на улице на неё оборачивались и мужчины, и женщины. А ещё Софья Пилявская была талантливой и целеустремлённой, она мечтала о сцене с детских лет и уверенно шла к своей цели, преодолевая на своём пути все преграды. Она блистала на сцене МХАТа, снималась в кино, занималась преподавательской деятельностью и не жаловалась на судьбу, уготовившую слишком много испытаний для неё одной. Её отец был пламенным революционером и соратником Ленина, но происходил он из дворян. Увлёкся идеями марксизма Станислав Пилявский ещё в годы учёбы в гимназии, несколько раз он попадал под арест, а потом его и вовсе навсегда выслали из родного Вильно в Красноярск. Именно там он познакомился со своей соотечественницей, которая оказалась в Сибири благодаря матери, настоящей польской дворянке, отказавшейся от своей семьи ради любви к простому парню. Молодые люди поженились, а в 1911 году в семье родилась дочь. Малышка была крещена в 11 месяцев по всем католическим законам и получила, как водится, тройное имя: Софья Аделаида Антуанетта, но называли её домашние Зосей. Девочка была шумной и непоседливой, но родители обожали её и старались баловать. Зося с ранних лет проявляла характер. Ей было всего три года, когда она взяла в руки ножницы и срезала под корень почти все свои волосы, накрученные на папильотки. Малышке отчаянно не нравились ни локоны, ни сам процесс их получения. После революции отец Софьи занимал очень высокую должность, Пилявские даже жили в Кремле. Актриса впоследствии не раз вспоминала о том, как она врезалась головой в живот самому Ленину. Родители девочки впоследствии развелись, но сумели сохранить ради детей нормальные взаимоотношения. Однако жить семье стало гораздо труднее, и в 1919 году Зосю отправили в интернат. Провела она там неделю, и это было настоящим мучением: старшие девочки отобрали у неё все вещи, даже кусочек мыла, заставляли Софью отдавать им половину своей и так скудной еды, да ещё дразнились и обзывались. Когда через неделю мама приехала проведать дочь, Зося сразу ничего ей не рассказывала, а потом выбралась потихоньку вслед за мамой за пределы интерната и предстала пред ясные очи родительницы уже только на станции. Там уж она дала волю слезам и рассказала матери о том, как на самом деле прожила эту долгую неделю. Мама даже не пыталась больше отправить дочь в ту злосчастную «Лесную школу», после которой девочка ещё долго кричала по ночам. В четвёртом классе Софья Пилявская увлеклась театром. Она ставила ученические спектакли, сама в них играла и была полностью в это погружена. Даже учителя удивлялись, как ей удавалось вообще переходить из класса в класс. Она пересмотрела не по одному разу все постановки МХАТа и в будущем видела себя блистающей на этой прославленной сцене. После окончания школы она набралась смелости, пошла поступать в Школу-студию МХАТ в класс, который вела сама сестра Станиславского Зинаида Сергеевна Соколова. Она старательно готовилась к прослушиванию и во время экзамена чувственно и с выражением прочла монолог Фленушки из романов Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». И всё бы ничего, но говорила она с ярким польским акцентом. Зинаида Сергеевна вынесла свой вердикт: она никогда не сможет выступать на русской сцене, потому что польский акцент попросту неисправим. Но Зинаида Соколова не знала Софью Пилявскую! Девушка сначала наревелась, а потом запретила домашним говорить при ней на польском языке и сама стала отрабатывать московское произношение. По несколько часов в день она могла повторять одну и ту же фразу, добиваясь необходимой округлости и мягкости звуков. Спустя год она снова пришла к Зинаиде Сергеевне с тем же репертуаром. И была сполна вознаграждена за свои старания: её приняли в студию. Так польская княгиня сделала свой первый шаг на русскую сцену. В студии Софья Пилявская познакомилась с главным мужчиной своей жизни — Николаем Дорохиным. Он влюбился в Зосю с первого взгляда и практически сразу стал называть её своей женой. Он трогательно ухаживал за ней, каждый вечер провожал домой и буквально сдувал с неё пылинки. И девушка ответила ему взаимностью. Вскоре влюблённые стали мужем и женой, мама Софьи приняла зятя, а вот отец так и не успел познакомиться с мужем дочери. Накануне запланированной встречи Станислава Пилявского арестовали. Из тюрьмы он уже не вышел. На Софье сразу поставили клеймо: «дочь врага народа». Многие друзья и знакомые отвернулись от неё, и девушка со страхом ждала дня, когда её вызовут в театр, где она уже к тому времени служила, и сообщат об увольнении. Её брат уже лишился работы, дочь отца от второго брака исключили из комсомола, а она продолжала выходить на сцену МХАТа. И заслуга в этом была самого Константина Сергеевича Станиславского. Это он встал на защиту актрисы, сумел отстоять её и не выгнал из МХАТа, хотя на него пытались «оказать воздействие». У Станиславского были авторитет и влияние, к его словам прислушивались, и Софья Пилявская осталась на работе. Правда, когда на спектакле присутствовали высокие чиновники, ей перед выходом на сцену приходилось раз за разом проживать унизительные обыски. Представитель силовых структур проверял, не прячет ли дочь врага народа в одежде оружие. Девушка мужественно терпела, стояла с гордо поднятой головой, и лишь лихорадочный блеск глаз выдавал всю ту бурю эмоций, которая бушевала у неё внутри. Непросто пришлось и Николаю Дорохову. Ему настоятельно рекомендовали отречься от жены, а после и вовсе стали склонять к сотрудничеству с НКВД и требовать, чтобы он написал донос на Софью Пилявскую. Прояви он слабину, и актриса тут же отправилась бы вслед за отцом. Но Николай Дорохов держался стойко, он не представлял, как можно предать человека, которого любишь даже больше собственной жизни. Переживания того периода сказались на здоровье актёра, и в 33 года он пережил первый инфаркт. Тогда Зося стала преданно ухаживать за ним, кормила с ложечки, вела долгие беседы, признавалась в любви и всеми силами старалась помочь ему поскорее восстановиться. И муж встал на ноги, вернулся к привычной работе. Они были очень счастливы, Софья Пилявская и Николай Дорохов практически не расставались, им никогда не было скучно вместе, напротив, даже несколько часов разлуки казались им вечностью. Они не могли дышать друг без друга и чувствовали себя спокойно, только находясь один от другого на расстоянии вытянутой руки. После ареста отца Софьи у супругов осталось очень мало друзей, да и сами они сторонились людей. Вовсе не потому, что никому не доверяли, просто они не хотели, чтобы из-за общения с ними кто-то пострадал. Но среди тех немногих, с кем супруги сохранили дружеские отношения, была Ольга Книппер-Чехова, которую с полным правом можно было назвать почти родственницей Пилявской и Дорохова, настолько теплой и искренней была их дружба. Традиционно 31 декабря супруги отправлялись к Ольге Леонардовне встречать Новый год, но 1954 для Николая Дорохова так и не наступил. Всего за 20 минут до боя курантов ему стало плохо, боль в сердце была просто невыносимой. Приехавшие в квартиру Ольги Книппер-Чеховой врачи констатировали смерть 48-летнего актёра. Софье Пилявской на тот момент было всего 42 года. Она похоронила мужа, всеми силами старалась поддерживать его родителей, а её саму поддерживала мама. Актриса продолжала выходить на театральную сцену, снималась в кино, но внутри неё словно всё окаменело. Она была дружелюбна и приветлива, вот только глаза её всегда оставались печальными. Детей у неё не было, но всю теплоту сердца она отдавала студентам, которым преподавала актёрское мастерство в Школе-студии МХАТ. Они забегали к ней на чашку чая, вели долгие беседы о профессии и о жизни, спрашивали совета, делились переживаниями. Софья Пилявская могла бы выйти замуж, поклонников у неё всегда хватало, были и те, кто пытался ухаживать за актрисой. Но она смотрела на них с недоумением: разве может кто-то сравниться с её мужем? Сама она не допускала даже мысли о том, что с ней может оказаться другой мужчина. Она прожила 46 лет в одиночестве и никогда не думала о новых отношениях. В её сердце по-прежнему жила любовь к лучшему на свете мужчине, память о котором она никак не могла предать. И нарушить клятву верности, данную ему в тот день, когда она согласилась стать его женой.
    395 комментариев
    4.6K классов
Увлечения

Публикации автора

В ОК обновились Увлечения! Смотрите публикации, задавайте вопросы, делитесь своими увлечениями в ОК

Показать ещё