24 мая родился русский советский писатель, журналист и киносценарист Михаил Шолохов ТИХИЙ ДОН Всем казалось, что «Тихий Дон» снимается навека. И создателям, и актёрам, и зрителям. Бывают ли вообще фильмы «навсегда»? Аксинью искали долго. Очень долго. Даже писали председателям колхозов в казачьих селах: посмотрите подходящую женщину среди местных жителей. В Москву приходили очень серьёзные ответы: «Получив ваше письмо, мы снова перечитали «Тихий Дон». К сожалению ничем не можем вам помочь, так как ни у нас в колхозе, ни в окрестных хуторах подходящей Аксиньи нет.» Петру Глебову до этого хронически не везло. Ему было уже за сорок, а достойных ролей он всё так и не сыграл. Глебов даже эпизодам был рад. Как-то его коллега по театру Станиславского уходил на пробы в «Тихом Доне» и Пётр Петрович его попросил: ты бы меня пристроил хотя бы в массовку. Именно среди массовки в компании актёров, одетых в форму офицеров его вдруг увидел Сергей Герасимов. И решил попробовать. Гримёр была удивлена: лицо этого актёра было совсем не похоже на тот образ, который они до этого искали. Между делом режиссёр немного расспросил Петра Глебова о его жизни. И выяснилось, что он учился у Станиславского, а в детстве жил в деревне, где пахал, косил, на лошадях скакал, до 15 лет гулял босиком. Герасимов был убеждён, что это и есть его Мелехов. Из-за Глебова он даже отказал своему любимому ученику Сергею Бондарчуку, который тогда уже был известным актёром. Но режиссёр оказался в меньшинстве. Глебова долго не утверждали, и тогда Герасимов потребовал созвать всё руководство Студии имени Горького, перед которым заявил: - Я прошу наконец принять решение и прекратить всякие происки против Глебова! Я отвечаю за картину и я вижу в нем то, что для меня ценно и дорого. В тот день директор картины догнал Глебова в студийном коридоре и сказал: ну что! Ты выиграл по трамвайному билету сто тысяч! Утвердили! И ещё режиссёра устраивало, что на экранах этот актёр не слишком-то примелькался. Герасимов так и хотел, чтобы в его фильме было как можно меньше узнаваемых лиц, чтобы шлейф предыдущих ролей не отвлекал зрителей от картины. Самой известной среди всех претендентов на главные роли была, пожалуй, Элина Быстрицкая, которую только-только за картину «Неоконченная повесть» газета «Советская культура» объявила лучшей актрисой года. Когда в составе советской делегации Элина Быстрицкая была в Париже, Алла Ларионова между прочим рассказала, что Сергей Герасимов прямо сейчас ищет исполнительницу на роль Аксиньи для своего фильма «Тихий Дон». Сыграть Аксинью - для Быстрицкой это была мечта всей жизни. Она решила рискнуть и позвонила Герасимову. Он пригласил её на встречу и дал прочитать небольшой фрагмент из книги Шолохова. Быстрицкая взглянула на отрывок и похолодела: ещё в студенчестве именно этот текст ей не давался, она его пыталась исполнить в институте и провалилась. Вы знаете, - сказала она Герасимову, - после Франции я не сделаю это достоверно. Я должна вспомнить книгу, представить, как всё было. Прошло две недели, прежде чем её вызвали на пробы. Всё это время она думала, что Герасимов её забраковал, а режиссёр наоборот был убеждён, что наконец-то повстречался с по-настоящему серьёзной актрисой.
    26 комментариев
    271 класс
    «И вот мне, 23-летней женщине, матери, дают роль девочки-подростка. И сыграть надо так, чтоб поверили!» Для начинающей актрисы Галины Польских роль Тани Сабанеевой в фильме «Дикая собака Динго» стала шансом, который она упустить не могла. Актрисой Галина мечтала стать с детства. Трёхлетнюю малышку, оставшуюся сиротой, воспитывала бабушка. Она работала уборщицей, едва сводила концы с концами. И всё время повторяла: "Учись хорошо, Галя, если хочешь выбиться в люди". И Галя старалась, училась на пятёрки, а после уроков играла в школьном театре. Во ВГИК поступила с первого раза. Однажды в институте увидела высокого черноволосого юношу. «Вот бы мне такого!» - пронеслась мысль. Фаик Гасанов тоже не смог отвести глаз от хрупкой блондинки. Вскоре они поженились, родилась дочь Ирада. «Раньше почти каждой молодой актрисе давали большую серьёзную роль как шанс». Оставив дочку бабушке, Галина уехала в Крым сниматься в «Дикой собаке Динго». Вжилась в роль так, что никто из зрителей и не заподозрил разницу в возрасте. Даже партнёр Галины Польских по съёмочной площадке 15-летний Талас Умурзаков, игравший Фильку, влюбился в актрису и ходил за ней по пятам. Роль Тани открыла Галине Александровне дверь в мир кино. Польских стали приглашать именитые режиссёры. Георгий Данелия на роль Алёны в фильме «Я шагаю по Москве» рассматривал только Наталью Селезнёву. Но увидев Галину, сразу передумал. Не слишком удачно сложилась личная жизнь. Первый муж трагически погиб. Через год на красивую вдову с печальными глазами обратил внимание режиссёр Александр Сурин. Поженились, но вместе не прожили и года, несмотря на рождение дочери Маши. Галина Польских не желала отказываться от старшей дочери, как того настаивали влиятельные родственники супруга. После развода муж мстил: режиссёрам было запрещено приглашать её на пробы. К счастью, пережила и это. Более 150 ролей в кино сыграла Галина Александровна и до сих пор с удовольствием снимается. Большинство ролей – светлые, домашние, уютные. «Я спокойно отношусь к тому, что главные роли мне уже не предлагают. Бабушек, тётушек и соседок – на мой век хватит». Как вам история Галины Польских? В каких фильмах она вам запомнилась?
    51 комментарий
    397 классов
    Игорь Тальков, ЭлектроклубЧистые пруды
    36 комментариев
    496 классов
    «Не считаю себя уходящей натурой. Жизнь продолжается!» 24 мая 1947 года родилась Светлана Тома.
    20 комментариев
    100 классов
    ОЛЕГ ДАЛЬ 25 МАЯ 1941 г. - 3 МАРТА 1981 г. И ломать меня ломали, И терзать меня терзали, Гнули, гнули до земли, А я выпрямился… Я не клялся, не божился — Я легко на свете жил, Хоть в четыре стенки бился — Волком на луну не выл… Можно плюнуть с горки в реку. Понатужиться, напрячься И подпрыгнуть на вершок. Можно душу человеку Измолоть на порошок… Ах, ломать меня ломать… Ах, терзать меня терзать!.. Олег Даль. 1981 г.
    10 комментариев
    60 классов
    Мы входим в одно из кафе рядом с вокзалом. За нами входят два человека и говорят: «Пять кофе! - два мы выпьем сейчас, а три подвешены в воздухе». Идут платить и платят за пять кофе. Затем выпивают свои два и уходят. Я спрашиваю Де Сику: "Что это за подвешенный кофе?" Он говорит: «Подожди». Потом входят другие люди: девушки пьют свой кофе и платят нормально. Далее входят три адвоката, заказывают семь кофе: «Три мы выпьем, а четыре подвешенных». Платят за семь, пьют свои три и уходят. И молодой человек заказывает два кофе, только один кофе пьёт, но платит за два и уходит. Так мы с Де Сикой досидели, разговаривая, до полудня. Двери были открыты, я смотрел на эту залитую солнцем площадь. И вдруг вижу какую-то тёмную тень, приближающуюся к двери. Когда она уже у самой двери бара, я вижу, что это бедный человек. Бедняк заглядывает в кафе и спрашивает: «Есть подвешенный кофе?» Это своего рода благотворительность, которая пришла из Неаполя, там так оставляли не только кофе, но и еду. Сложно представить это в нашей стране. А жаль, красивый обычай. © Тонино Гуэрра, «Подвешенный кофе».
    110 комментариев
    533 класса
    - Лара, шо у тебя в духовке? - Рыба. - РИба? Пахнет, как не рИба. Какая рИба? - Фекаль. - Хто!? Пахнет точно как " фекаль". Нету такой рИбы, Лара! КЕ.. КЕ, КЕФАЛЬ, повтори! - Мама не начинайте! Ну ошиблась, с каждым может быть. - "Может быть" - это не наш метод, солила? - Ну… - Перчила? - Ну… всё, как вы учили, луковая подушка, яичная заливка. - Дай я ей в глаза посмотрю. - Так я глаза вытащила. - А зебры? - Шо я совсем шо ли!? И жабры убрала и пузико вычистила. - Удивительно… А лимончик порЭзала? - Да. - Покажи. - Я фольгой сверху накрыла. - Выкрутилась. А кто рИбу покупал? - Лёвочка, ой вот он звонит. - Дай мине трубку… Алё, Левочка, сына мамина золотая, а иде это ты такую чудную рИбку купил? А шо так мало, шо у тИбя мамы нету? А кто продавал? Хорошая рИбка. Будет ещё, возьми на мИня. Такую.... красивую, божечки, как же она называется? Лара, как рИбка называется? Как ты не помнишь? Это мИне можно не помнить. Лёва, как рИбка называется? Как ты не знаешь? А шо ты покупал!? Главное "свЭжая" - это не наш метод. Ой, мамочка.... всё... деменция! Ну песня есть ещё такая, про Костю-моряка. Лара, это ты виноватая! Лёва, маме плохо…, зайди в аптеку. Лара, накапай мИне корвалол и валокордин. Да, всё вместе. Как же рИба называется? - Ойц, мама, шо вы мучаетесЯ! Ну рИба и рИба, она и в Африке рИба. - Лара, я знала шо ты "алё", но не догадываласЯ, шо ты "алё" три раза! Я ж, теперь никому не смогу рассказать, шо ты благородную рИбу КЕФАЛЬ обозвал фекалью. О.., видишь вспомнила, значит не деменция! Накапай мИне коньячка для закрепления эффэкта. ✍ Марина Гарник
    86 комментариев
    975 классов
    Удивительная судьба немецкого актёра Отто Меллиса,сыгравшего бесстрашного Хельмута в фильме «Семнадцать мгновений весны» Этот персонаж хорошо запомнился зрителям телесериала «Семнадцать мгновений весны". Именно он спас радистку Кэт и её ребёнка, расстреляв своих сослуживцев. В фильме актёр играет роль безмолвного военного служаки. Точнее, бывшего солдата, а ныне инвалида войны Хельмута Кольдера, служившего в распоряжении гестапо по хозяйственным нуждам. Хельмут молчалив, и поначалу зрители не могут понять, что у него творится в душе. Но когда он достал пистолет и расстрелял своих офицеров, это было шоком не только для нашей радистки, но и для многих телезрителей. И далее по сюжету все узнают о его драматической судьбе и уже окончательно проникаются сочувствием к этому бывшему фашисту, который на фронте убивал наших солдат и наверняка был бесстрашным врагом. Но что-то в его душе перевернулось. Сначала предательство жены, потом бесцеремонное отношение к нему (по сути, к герою фронта) со стороны тыловых гестаповцев. А издевательство над грудным ребёнком и его матерью стало тем катализатором, которое и подтолкнуло его к решительным действиям. Отставного солдата Хельмута Кольдера сыграл немецкий артист Отто Меллис. Он был спокойным и очень внимательным актёром на съёмочной площадке, и у Лиозновой никаких проблем с ним не было. Отто неплохо знал русский язык, что в 70-е годы для 40-летних немцев было большой редкостью. Но когда члены съёмочной группы узнали историю его жизни, то к нему все прониклись особым сочувствием и уважением. Отто Меллис родился в семье школьного учителя математики в 1931 году в Восточной Померании (ныне территория Польши). Когда началась война, отцу пришла повестка на фронт. Но он не разделял взгляды Гитлера и уж тем более не хотел за них воевать. Мать одного из его учеников, которая была врачом, выправила Меллису справку о том, что он якобы болен туберкулёзом. Отца семейства оставили в покое. Правда, ненадолго, так как в конце 1944 года его всё равно забрали и отправили на восточный фронт. В начале 1945 года наши войска вошли в Померанию. За несколько дней до этого в семью пришло горестное известие: глава семьи погиб, и его тело захоронено в безымянной могиле в Польше. В их городе уже была слышна канонада приближающегося фронта, когда в дом пришли и за 14-летнем Отто. Его призвали в военный отряд Гитлерюгенд. На следующее утро ему предписывалось с вещами явиться на сборный пункт. И отчаявшаяся мать семейства, понимая, что всё рушится и наслушавшись немецкой пропаганды о зверствах советских войск, приняла страшное решение. Она приготовила ужин для всей семьи, в который подмешала снотворное и яд. Так она захотела уберечь свою душу и души детей от предстоящих страшных испытаний. А в то время на её попечительстве, помимо сына Отто, была 16-летняя дочь и три племянника в возрасте от 7 до 12 лет, которые по ходу войны остались сиротами. После того страшного ужина в живых остался только Отто. У него накануне призыва был плохой аппетит, и он меньше других съел отравленное блюдо. Мать и четверо детей на утро так и не проснулись. О том, что мама намеренно положила яд в еду, он узнал позже от соседей. Но и Отто с трудом выжил. По иронии судьбы его спасли именно те, кого он так боялся. Это вошедшие в город войска Красной армии. При зачистке домов передовыми отрядами еле живого Отто обнаружили наши солдаты. Поначалу они подумали, что подросток получил ранение и передали его в медсанбат. Но там, не найдя на теле ран, военврач понял, что это отравление и сделал промывание желудка, чем спас ему жизнь. Наши солдаты пожалели напуганного и еле выжившего пацана и взяли его к себе на довольствие. Ему было поручено ухаживать за лошадьми первой советской комендатуры в городе. Отто рассказал, что советские солдаты отнеслись к нему по-отечески. Ему помогли похоронить семью, выдали форму и особо работой не нагружали. Он быстро выучил русский язык и собирался и дальше служить при советской городской комендатуре. Но через полтора года силами начальника-коменданта разыскали его родную тётю, которая забрала юношу к себе в Шверин. Там он окончил школу, а чуть позже и театральное училище. Ещё один интересный факт. В немецкой версии сериала именно Отто Меллис озвучил Штирлица. И говорят, что Тихонов был очень доволен его голосом. Историю жизни немецкого актёра рассказал один из членов съёмочной группы Татьяны Лиозновой. А он услышал её от самого Отто, когда тот захотел разъяснить, откуда он знает русский язык. Отто Меллис прожил длинную творческую жизнь. Много играл в театре и в кино. Был востребованным мастером дубляжа. Ему довелось пожить и в ГДР, и в ФРГ, всё время оставаясь в Берлине, где он жил и работал последние 60 лет. Его не стало в 2020 году, на 90-м году жизни. Сергей Полонский.
    176 комментариев
    2.5K классов
    Лeшa u Caшa пoпaлu в дemcкuй дoм пocлe уxoдa uз жuзнu мaмы. Maмa дoлгo бoлeлa u нe cпpaвuлacь co cвouм нeдугoм. Omeц ужe дaвнo нe жuл c нuмu, пoexaл зa длuнным pублём, дa maк u зamepялcя в дaльнux кpaяx. Poдcmвeннuкoв, кomopыe зaxomeлu бы взяmь мaльчuшeк — блuзнeцoв к ceбe, нuкoгo нe oкaзaлocь, кpoмe бaбушкu. Cкoлькo кaбuнemoв oнa пpoшлa, cкoлькo пpocьб u зaявлeнuй нaпucaлa, пoлoжumeльнoгo peзульmama нe пoлучuлocь — вoзpacm. Бaбушкe былo ceмьдecяm чemыpe гoдa. Oнa чacmo нaвeщaлa внукoв в дemcкoм дoмe, moлькo maк бaбуля мoглa пoкaзamь мaльчuкaм, чmo oнa ux пoмнum u любum. Caшe u Лёшe былo пo вoceмь лem, кoгдa oнu пoпaлu в дemcкuй дoм, a кoгдa uм ucпoлнuлocь пo дecяmь лem — кaк гpoм cpeдu яcнoгo нeбa пpuшлa нoвocmь, чmo Лeшу уcынoвляюm. Koнeчнo, пo пpaвuлaм блuзнeцoв нeльзя былo paзлучamь, нo ceмeйнaя пapa нe xomeла бpamь eщё u Caшу. Caшa в paннeм дemcmвe пoвpeдuл нoгу u xoдuл пpuxpaмывaя, чacmo пoльзoвaлcя пaлoчкoй. A взяmь двoux, oдuн uз кomopыx uнвaлuд, уcынoвumeлu нe xomeлu. Зaвeдующaя пoшлa нa нapушeнuя, кaк oнa впocлeдcmвuu гoвopuлa, moлькo paдu peбёнкa. Гopoдoк нeбoльшoй, уcынoвumeлu пoявляюmcя peдкo, пepcпeкmuвы oбpecmu ceмью у вocпumaннuкoв нuчmoжнo мaлы. Oнa дoлгo думaлa, пpeждe чeм пpuняmь peшeнue, u peшeнue эmo былo oчeнь пeчaльным для бpamьeв. Mнoгue зaкpылu глaзa нa пpaвuлa u, чepeз пoлoжeннoe вpeмя Лёшку увeзлu нoвыe poдumeлu. Caшa дoлгo гopeвaл u, ecлu бы нe бaбушкa, мoг comвopumь нeпoпpaвuмoe. Taк cuльнo нa нeгo пoдeйcmвoвaлa paзлукa c бpamoм. Зaвeдующaя, вuдя cumуaцuю u ocoзнaвaя cвoю вuну, paзpeшuлa бaбушкe зaбupamь внукa нa выxoдныe. Taк oнu u выжuвaлu. Бaбуля cmaлa для Caшu eдuнcmвeнным блuзкuм u poдным чeлoвeкoм. Koнeчнo, oн нaдeялcя co вpeмeнeм нaйmu бpama, нo пoдpacmaя пoнuмaл, чmo нe вcё maк пpocmo будem в eгo пoucкax. Бaбушкa жe oчeнь любuлa внукa, былa oнa шуcmpoй cmapушкoй, нecмompя нa пoчmeнный вoзpacm. Oнa cmapaлacь дaвamь внуку вcё, чmo мoглa, зaмeняя eму u мaму , u бpama. Caшa oчeнь eё любuл, cmapaлcя нe oгopчamь, пoмoгaл, чeм мoг u кaждую нeдeлю c нemepпeнueм ждaл выxoдныx. Пpoшлu гoды. Caшe ucпoлнuлocь 18 лem. Teпepь oн мoг пocmoяннo жumь c бaбушкoй. Бaбушкe ужe пepeвaлuлo зa 85, oнa чacmo бoлeлa, нo eщё дepжaлacь paдu внукa. Caшa нe пpeдcmaвлял ceбe жuзнu бeз любuмoй бaбулu, oбepeгaл eё om mpуднocmeй жuзнu, cmapaлcя omплamumь eй дoбpoм u cвoeй любoвью. Mыcль нaйmu бpama нe пoкuдaлa eгo, бaбушкe moжe oчeнь xomeлocь, чmoбы Лёшa нaшёлcя: — Toгдa мнe u уйmu нe cmpaшнo! Буду знamь, чmo mы нe oдuн! — гoвopuлa oнa внуку. Caшa нe любuл maкue paзгoвopы, нo caм пoнuмaл, чmo c уxoдoм бaбушкu ocmaнemcя coвceм oдuн нa бeлoм cвeme. Дa, будem ceмья, дemu, нo пoкa oб эmoм думamь paнo. Cнaчaлa oн пыmaлcя нaйmu cлeды бpama в дemcкoм дoмe, гдe oнu жuлu, нo cmapoй зaвeдующeй ужe нe былo, a нoвый пepcoнaл был нe в куpce ux ucmopuu, u пpaвuлa coблюдaлucь cmpoгo. He пoлoжeнo гoвopumь aдpec уcынoвumeлeй. Oн ucкaл eгo вeздe, пucaл нa вce пepeдaчu, кomopыe зaнuмaюmcя пoucкaмu poдcmвeннuкoв, нo peзульmama пoкa нe былo. Лuшь cлучaйнo, в oдuн uз пpuxoдoв в дemcкuй дoм, уcлышaл oн om cmapoй нянeчкu, чmo уcынoвumeлu былu uз ux гopoдa u уeзжamь нuкудa нe плaнupoвaлu. Гopoдoк -mo нeбoльшoй, дa нe двa дoмa. Фaмuлuя у бpama ceйчac кoнeчнo жe дpугaя, дa u uмя мoглu пoмeняmь. Caшa нaдeжды нe mepял. Taк пpoшлo eщё нecкoлькo лem. Caшa выучuлcя, уcmpouлcя нa paбomу. Бaбушкa былa ужe coвceм cmapaя, нo кaк oнa caмa гoвopuлa: — He уйду, пoкa Лёшeньку нe увuжу! B oдuн uз выxoдныx, Caшa пoшёл в mopгoвый цeнmp. Hужнo былo купumь mёплую oдeжду, зuмa — mo нe зa гopaмu. Oн дoлгo xoдuл пo эmaжaм, пpucмampuвaл ceбe oбнoвкu, купuл вcё, чmo нужнo. Ho xomeл пopaдoвamь u бaбушку, ucкaл eй mёплый плamoк. Cmapушкa xomь u peдкo, нo выxoдuлa пocuдemь c coceдкaмu нa лaвoчкe, Caшa бecпoкouлcя o eё здopoвьe, пpocmудa uм coвceм нужнa. Бaбушкa cлuшкoм cлaбa, пpocmывamь eй нeльзя! Bыбupaя плamoк, Caшa уcлышaл дemcкuй гoлoc: — Пaпa, пocмompu! Taм mы cmouшь! Caшa зaмep, oн cmoял, бoяcь пoшeвeлumьcя, бoяcь moгo, чmo eму эmo пoкaзaлocь. Bзяв пaлoчку, oн мeдлeннo пoвepнулcя в mу cmopoну, omкудa уcлышaл гoлoc peбёнкa! Ha нeгo cмompeл мoлoдoй пapeнь, пo щeкaм кomopoгo meклu cлёзы. Oн нe oбpaщaл нa нux внuмaнuя, нe выmupaл, нe cлышaл peбёнкa, кomopый mepeбuл omцa зa pукaв пaльmo. Cынuшкa нe пoнuмaл, пoчeму eгo бoльшoй u cuльный пaпa cmoum, плaчem, кaк дeвoчкa, u cмompum нa дядю, у кomopoгo maкoe жe лuцo, кaк у пaпы. Cлoжнaя cumуaцuя для мaлeнькoгo peбёнкa! Бpamья мoлчa пoдoшлu дpуг к дpугу, мoлчa пpuжaлucь гoлoвa к гoлoвe. Caшa нe пoнuмaл, кaк maк! Иcкamь бpama мнoгo лem u нaйmu eгo aбcoлюmнo cлучaйнo, блaгoдapя cвoeму плeмяннuку, кomopый зaмemuл cxoдcmвo двуx мужчuн. Пepвый шoк пpoшёл u бpamья нaкoнeц-mo oбнялucь. Ocmaлocь caмoe вaжнoe — вcmpeчa c бaбушкoй. A дaльшe? Дaльшe — жumь, дышamь пoлнoй гpудью. Ecmь бpam, жeнa бpama, ecmь плeмяннuк, ecmь бaбуля! Poднaя ceмья, poдныe людu! Caшa чувcmвoвaл ceбя maк, кaк в дaлёкoм дemcmвe — лeгкo u cпoкoйнo! Bce, кoгo oн любuл, былu pядoм c нuм! Александр Штундер
    195 комментариев
    2.5K класса
    Муся Пинкензон, маленький еврейский скрипач, в 11 лет погибший на Кубани в далёком 1942 году. Он не убил ни одного врага, не распространил ни одной листовки, ни разу не пускал под откос поезда с вражескими танками. Его борьба с фашизмом длилась всего несколько мгновений, а оружием его были скрипка и великое мужество... Его практически никто и никогда не называл полным именем Абрам, все звали Мусей - так, как называла его мама. Позже из-за этого возникла путаница - некоторые считали, что полное его имя Моисей. Но родные Муси Пинкензона, пережившие войну, рассказали, что мама мальчика, Феня Моисеевна, звала его «Абрамуся». А позже это уменьшительно-ласкательное имя укоротилось до просто «Муси». Еще во младенчестве у Муси проявилась тяга к музыке. Талант раскрылся очень рано: уже в 5-летнем возрасте вундеркинд настолько виртуозно играл на скрипке, что о юном даровании писали все городские газеты. В 1940 году Бессарабия, а вместе с ней и город Бельцы, вошла в состав СССР. Муся, ставший пионером, продолжал усердно заниматься музыкой, Владимир Пинкензон продолжал лечить людей. В июне 1941 года юный скрипач должен был участвовать в «1-ой республиканской олимпиаде художественной самодеятельности Молдавии», однако все планы рухнули с началом войны. Семья Пинкензонов эвакуировалась на Кубань, в станицу Усть-Лабинскую. Здесь Владимир Пинкензон стал врачом военного госпиталя, а Муся пошёл в местную школу. По вечерам он приходил в госпиталь к отцу и играл на скрипке для раненых. Летом 1942 года Кубань перестала быть глубоким тылом. Стремительное наступление гитлеровцев потребовало новой эвакуации, но ни раненых, ни врачей госпиталя из Усть-Лабинской вывезти не успели. Врача Владимира Пинкензона, до последнего остававшегося со своими пациентами, арестовали гитлеровцы. Они потребовали, чтобы врач, успевший заработать авторитет и уважением у местных жителей, лечил немецких солдат. Доктор Пинкензон ответил отказом и оказался в тюрьме. Спустя некоторое время за решётку бросили жену и сына Владимира Пинкензона. Нацисты вознамерились не просто ликвидировать проживавших в Усть-Лабинской евреев, но и устроить акцию устрашения для всех остальных. К месту казни согнали всё население станицы. Когда люди увидели, что среди приговорённых ведут и 11-летнего Мусю Пинкензона, прижимающего к груди своё главное сокровище — скрипку, пробежал ропот: – Ребёнка-то за что? Нелюди! Владимир Пинкензон попытался обратиться к немецкому офицеру, чтобы попросить его пощадить сына, но был убит. Следом застрелили бросившуюся к мужу маму Муси. Он остался совсем один, 11-летний мальчик, окружённый истинными арийцами, считающими его «недочеловеком». А за рядами немецких солдат стояли жители Усть-Лабинской, смотрящие на происходящее со страхом и отчаянием. Они ничем не могли помочь Мусе. Внезапно сам Муся обратился к немецкому офицеру: – Господин офицер, разрешите мне перед смертью сыграть на скрипке! Офицер рассмеялся и разрешил. Очевидно, он подумал, что стоящий перед ним маленький еврей пытается ему угодить и таким образом вымолить себе жизнь. Через мгновение над Усть-Лабинской зазвучала музыка. Несколько секунд ни немцы, ни жители станицы не могли понять, что играет Муся. Вернее, они понимали, но не могли поверить в реальность происходящего. 11-летний Муся Пинкензон, стоя перед гитлеровцами, играл «Интернационал», который в тот момент был гимном Советского Союза. И вдруг кто-то в толпе сначала неуверенно, а затем громче подхватил песню. Затем ещё один человек, ещё... Опомнившийся немецкий офицер заорал: – Свинья, немедленно прекрати! Зазвучали выстрелы. Первая пуля ранила Мусю, но он попытался продолжить играть. Новые залпы оборвали жизнь скрипача... Гитлеровцы в бешенстве разгоняли толпу. Акция устрашения превратилась в акцию их унижения. 11-летний мальчик, стоя перед лицом смерти, проявил такую силу духа, против которой оказалась бессильна вся мощь нацистского оружия. В этот день люди в Усть-Лабинской снова поверили в Победу. Эту веру им вернул маленький еврейский скрипач... После войны на месте расстрела Муси Пинкензона в бывшей станице Усть-Лабинской, ставшей в 1958 году городом Усть-Лабинском, установили памятник
    272 комментария
    2.7K классов
Увлечения

Публикации автора

В ОК обновились Увлечения! Смотрите публикации, задавайте вопросы, делитесь своими увлечениями в ОК

Показать ещё